Правовой статус ГВФ

ГВФ на федеральном уровне: ПФР, ФСС, ФФОМС. ГВФ на региональном уровне: ТФОМС.

ГВФ – это учреждения, у которых, как и у ЦБ, есть специфический статус.

Положение о ПФР (Постановление Верховного Совета от 27.12.91), Положение о ТФОМС (Постановление Верховного Совета от 24.02.93 – утратило силу), Положение о ФСС (Постановление Правительства от 12.02.94), Постановление Правительства РФ от 29.07.98 «Об утверждении устава ФФОМС».

Эти Постановления ВС действуют в части, не противоречащей федеральным законам (их около 20).

ФЗ об основах обязательного социального страхования,

ФЗ об обязательном пенсионном страховании,

ФЗ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,

ФЗ о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений,

ФЗ об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии,

ФЗ о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,

ФЗ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности,

ФЗ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

ФЗ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

ФЗ об обязательном медицинском страховании (там что-то еще, не успел записать).

ФЗ о страховых взносах в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС + Законодательство РФ о страховых взносах (ФЗ и принимаемые в соответствии с ним НПА РФ). Из этих взносов формируется бюджет ГВФ.

Задачи у ГВФ другие, чем, например, у ЦБ РФ. По сути своей, в структуре бюджетной системы (бюджеты внебюджетных фондов включены в структуру бюджетной системы) находятся бюджеты ПФР, ФСС, ФФОМС, а на региональном уровне – бюджеты ТФОМСов. Других ГВФ на уровне субъектов РФ быть не может, кроме ТФОМС. Кроме того, Субъект РФ не может самостоятельно создать ГВФ, не предусмотренный Федеральным Законом.

Почему именно такие ГВФ создаются? Для обеспечения конституционных социальных прав граждан. Эти фонды выступают финансовой гарантией таких прав. Эти права гарантируются федерацией, поэтому федерация всю эту тему и регулирует.

На муниципальном уровне создание внебюджетных фондов невозможно, ибо бюджетное законодательство это не предусматривает.

ГВФ – это учреждения, но не простые учреждения. Даже если субъект РФ или МО захочет создать некий фонд и создаст учреждение, и даже назовет его фонд, то такое учреждение внебюджетным с точки зрения бюджетного законодательства не будет. Почему? Во-первых, в БК исчерпывающий перечень внебюджетных фондов. Во-вторых, такие учреждения никак не соотносятся с внебюджетными фондами. В-третьих, у ГВФ, в отличие от всех остальных учреждений, есть бюджет, утверждаемый в форме ФЗ или в форме закона субъекта РФ (для ТФОМС).

Почему у этих фондов свой бюджет?

Объективно, внебюджетные формы были образованы в начале 90-х, и ситуация диктовала необходимость обособления средств ГВФ внутри бюджетной системы. Зачем обособлять денежные средства? Чтобы обеспечивать права на социальное обеспечение.

Федеральные ГВФ в силу федерального закона в сфере обязательного медицинского страхования являются страховщиками. А кто страхователь? Работодатели (организации, физлица, ИП и в отношении неработающего населения страхователем является субъект РФ в отношении ОМС). Застрахованные лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, в случаях, предусмотренных законом.

Страхование в ГВФ обязательное и социальное. Даже КС высказывался по этому счету.

У внебюджетных фондов формируется бюджет. Бюджет в основном формируется за счет обязательных страховых взносов со стороны страхователей. У ГВФ есть доходы и от других источников (инвестирование, например). Обязательные страховые взносы – это обязательный платеж, но не налог, это неналоговые доходы ГВФ. Наложить обязанность уплачивать такие взносы на страхователей может только Федерация путем Федерального Закона. Отсюда, эти взносы – источник формирования и региональных, и федеральных ГВФ. Короче, субъекты РФ не могут принимать законы субъектов РФ по вопросам уплаты взносов в ГВФ.

Застрахованное лицо при наступления страхового случая (в разных ГВФ – разные случаи) начинает получать выплаты, или бесплатно потреблять услуги.

Кроме обязательных страховых взносов есть еще один серьезный источник формирования бюджетов ГВФ – это межбюджетные трансферты. Они передаются из федерального бюджета или бюджетов субъекта РФ.

ГВФ управляют своими бюджетами. То есть они вступают в отношения, связанные с инвестированием своих средств, связанных с финансовыми операциями и т.д. Они со страхователями находятся в публичных правоотношениях. А вот составляющая, связанная с выплатой денег, будет находиться либо в гражданско-правовых отношениях, либо в отношениях по социальному обеспечению.

У ГВФ есть полномочия властного характера. Эти полномочия связаны с отношениями по взиманию обязательных страховых взносов. Еще полномочия: учет страхователей, контроль за уплатой взносов, взыскание недоимок, пеней и штрафов, изменение срока по уплате взносов, контроль за целевым использованием средств ГВФ, осуществление персонифицированного учета застрахованных лиц, принятие нормативных правовых актов.

Есть Указ 318-ый Президента: НПА федеральных ГВФ публикуются официально и регистрируются в Минюсте. Кстати, НПА региональных ГВФ не могут издаваться. Вообще не могут.

В системе ОМС не все так просто: там есть Федеральные фонд ОМС и Территориальные фонды ОМС (у каждого субъекта РФ есть свой ТФОМС). Есть страхователи, есть застрахованные лица. С 01.01.2012 страхователи платят свои взносы в ФФОМС напрямую. Но есть нюанс. Субъект РФ платит обязательные платежи за неработающее население. Субъект РФ имеет только бюджет. Так вот эти обязательные платежи из бюджета субъекта в бюджет ФФОМС с помощью межбюджетного трансферта.

ФФОМС аккумулирует средства. И дает ТФОМСам деньги с помощью межбюджетных трансфертов. Бюджет ТФОМсов формируется только из межбюджетных трансфертов (с ФФОМСа и еще может быть из бюджета субъектов РФ).

Почему у ФФОМСа не возникает полнокровного статуса страховщика? Потому что выплаты делает ТФОМС. А еще Страховые Медицинские Организации делают выплаты. У СМО со страхователем заключен договор ОМС, у СМО с ТФОМСом заключен договор на обеспечение ОМС, и еще у СМО с медицинским учреждением есть договор.

Короче, страхователь платит в ФФОМС, ФФОМС с помощью МБТ (межбюджетная трансферта) дает деньги ТФОМСу, а ТФОМС. Застрахованное лицо идет в поликлинику, лечится, поликлиника предъявляет счет страховой медицинской организации. А СМО платит из денег, выделяемых ТФОМСами страховой медицинской организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: