Основы бюджетного права как одной из отраслей финансового права

Подотрасль финансового права, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с формированием, распоряжением и контролем за использованием публичных денежных фондов.

Исполнение судебных решений по требованиям к публичным субъектам регулируется бюджетным законодательством, а не законодательством об исполнительном производстве.

Отношения по формированию доходов, по осуществлению расходов, межбюджетные отношения (имущественные отношения между публичными образованиями – распределение и перераспределение бюджетных средств между федерацией, субъектами РФ, МО), отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Структура бюджетного законодательства: БК, принятые в соответствии с ним ФЗ о федеральном бюджете, ФЗ о бюджетах ГВФ РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов МО о местных бюджетах.

Важно: термин «законодательство» в БП и в НП трактуется в узком смысле – это решения представительных органов соответствующих публичных образований. Да, НПА органов исполнительной власти тоже могут регулировать бюджетные отношения, они не включаются в законодательство бюджетное.

Постановление КС от 23.04.2004 №9-П. Там КС оценивал характер закона о бюджете. И КС (проблема закона – в законе о бюджете давался перечень ФЗ, действие которых приостановлено на очередной финансовый год в связи с отсутствием финансирования) указал на то, что по своей правовой природе этот закон носит особый характер. Фактически он является правовой формой финансового плана. ФЗ о бюджете как таковой не порождает прав и обязанностей (обязательств) и потому не может в качестве lex posterior изменить положения других ФЗ, в том числе материальных законов, затрагивающих расходы РФ, и тем более – лишать их юридической силы.

ФЗ о бюджете касается доходов и расходов РФ. ФЗ о бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства.

Если РФ хочет изменить свои публичные обязательства, то нужно менять соответствующие законы, устанавливающие такие обязательства. Менять их в рамках ФЗ о бюджете нельзя. Вот о чем говорил КС.

А если ФЗ о бюджете просто не предусмотрел расходную строку применительно к определенному ФЗ, устанавливающего публичные обязательства? Это не отменяет права выгодоприобретателей получить исполнения от государства по таким публичным обязательствам.

Есть Закон СПб от 20.07.2007 №371-77 «О бюджетном процессе в СПб» - тоже входит в бюджетное законодательство.

ФЗ, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов МО не могут противоречить БК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: