В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицитов бюджета делятся на внутренние и внешние.
Внутренние источники финансирования:
§ кредит Центрального банка и изменение остатков средств бюджета;
§ государственные ценные бумаги;
§ бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
§ бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
§ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
§ государственные запасы драгоценных металлов драгоценных камней.
Внешние источники финансирования:
§ кредиты международных финансовых организаций;
§ кредиты правительств иностранных государств;
§ кредиты иностранных коммерческих банков и фирм;
§ изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:
- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
- кредиты банков;
- поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- изменения остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим. Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 - 3% ВВП.
Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:
1) внутренние и внешние займы;
2) ужесточение налогообложения;
3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.
Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.
Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:
- увеличение его доходной базы;
- реструктуризация расходной части бюджета;
- регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.
Для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, включающая:
1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения.
2. Придание налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения.
3. Снижение налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков.
4. Пересмотр и отмена налоговых льгот.
5. Объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу.
6. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.
Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов.
Планируя расходы, государство делало акцент на суммы средств в ущерб реальному содержанию бюджетной политики. В результате произошел переход от финансирования программ действий к выборочному финансированию отдельных параметров бюджетной сферы.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств: социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти.
Заключение
Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.
В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.
Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В современных условиях государственный бюджет превращается в могучее средство перестройки народного хозяйства, социальной защиты населения и повышения материального и культурного уровня жизни граждан, укрепления обороны и независимости и развития экономических отношений с другими странами.
Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:
Бюджет - это основной финансовый план государства. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.
В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.
Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.
Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития, как всего государства, так и его отдельных регионов.
В процессе бюджетного прогнозирования и накопления бюджета ведется систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.
Значительная часть доходов населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.
По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.
Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т. д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
Список использованной литературы
1. Макроэкономика: Учебное пособие/Б.Т.Кузнецов. – Москва.: Изд-во Юнити-Дана, 2009.
2. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике. Теоретико-практические и учебно-методические разработки/А.А.Базиков, В.Л.Базикова. – Москва.: Изд-во Финансы и статистика, 2010.
3. Макроэкономика: Краткий курс/Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. – Спб.: Изд-во Питер, 2007.
4. Макроэкономика: Учебное пособие/В.С.Артамонов, В.А.Иванов. – Спб.: Изд-во Питер, 2009.
5. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: Учебное пособие/В.М.Соколинский. – Москва.: Изд-во Кнорус, 2009.
6. Экономическая сущность и значение госбюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankinfo.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=141:ekonomicheskaya-sushhnost-i-znachenie-gosbyudzheta&catid=20&Itemid=40
7. Функции бюджета [Электронный ресурс]. - Точка доступа: http://www.finekon.ru/funkcii%20bjud.php
8. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libsib.ru/ekonomika/makroekonomika/gosudarstvenniy-biudzhet-biudzhetniy-defitsit-i-gosudarstvenniy-dolg