Источники финансирования бюджетного дефицита

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета. Источники финансирования дефицитов бюджета делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования:

§ кредит Центрального банка и изменение остатков средств бюджета;

§ государственные ценные бумаги;

§ бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

§ бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

§ поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

§ государственные запасы драгоценных металлов драгоценных камней.

Внешние источники финансирования:

§ кредиты международных финансовых организаций;

§ кредиты правительств иностранных государств;

§ кредиты иностранных коммерческих банков и фирм;

§ изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.

Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:

- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

- кредиты банков;

- поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

- изменения остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим. Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 - 3% ВВП.

Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

1) внутренние и внешние займы;

2) ужесточение налогообложения;

3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.

Оздоровление государственного бюджета необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

- увеличение его доходной базы;

- реструктуризация расходной части бюджета;

- регулирование дефицита бюджета и упорядочение бюджетных процедур.

Для выхода из бюджетного кризиса очень важна серьезная налоговая реформа, включающая:

1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения.

2. Придание налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения.

3. Снижение налоговых ставок, обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков.

4. Пересмотр и отмена налоговых льгот.

5. Объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу.

6. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

Реальность федерального бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. В условиях предельной ограниченности ресурсов государства федеральный бюджет должен разрабатываться на основе четких приоритетов расходования его средств. Для общества важно знать не только то, на что и в каких размерах идут государственные деньги, но и то, в силу каких причин выбраны определенные направления и объемы расходов.

Планируя расходы, государство делало акцент на суммы средств в ущерб реальному содержанию бюджетной политики. В результате произошел переход от финансирования программ действий к выборочному финансированию отдельных параметров бюджетной сферы.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важно выделить приоритеты расходования бюджетных средств: социальные расходы, доля которых возрастает в общем объеме бюджета; в структуре социальных расходов также следует выделить приоритеты: расходы на выплату заработной платы, пенсий; военные расходы, которые отражают приоритетное финансирование расходов на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; расходы на содержание судебной системы, которые должны возрасти, чтобы обеспечить реальную независимость этой ветви власти.

Заключение

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.

В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. В современных условиях государственный бюджет превращается в могучее средство перестройки народного хозяйства, социальной защиты населения и повышения материального и культурного уровня жизни граждан, укрепления обороны и независимости и развития экономических отношений с другими странами.

Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

Бюджет - это основной финансовый план государства. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

В системе финансовых отношений бюджет играет ведущую роль. При помощи бюджета государство активно воздействует на формирование и использование других финансовых планов, обеспечивается их взаимная увязка. Достигается соответствие и движение материальных и денежных ресурсов в масштабе всей страны, в ходе проверки финансовых планов появляются дополнительные резервы для роста доходов бюджета и экономии расходов, для наиболее эффективного ведения хозяйства.

Госбюджет тесно связан с планом экономического и социального развития страны, финансовыми планами отраслей, государственным страхованием, фондами социального обеспечения и страхования, балансом денежных доходов и расходов населения, кредитным и кассовым планами Центрального банка.

Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития, как всего государства, так и его отдельных регионов.

В процессе бюджетного прогнозирования и накопления бюджета ведется систематический финансовый контроль за деятельностью предприятий, учреждений и за соблюдением ими режима экономии, выявляются резервы роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Значительная часть доходов населения - зарплата работников непроизводственной сферы, пенсии, пособия, стипендии - выплачивается за счет бюджета наличными деньгами. Отсюда связь с кассовым планом Центрального банка, балансом денежных доходов и расходов населения.

По мере развития общества возрастает роль госбюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

Бюджетное финансирование имеет целевой характер. При помощи бюджета обеспечиваются потребности производства и непроизводственных сфер, устанавливаются правильные пропорции в развитии экономики, отдельных экономических районов и регионов, отдельных отраслей хозяйства.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т. д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.


Список использованной литературы

1. Макроэкономика: Учебное пособие/Б.Т.Кузнецов. – Москва.: Изд-во Юнити-Дана, 2009.

2. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике. Теоретико-практические и учебно-методические разработки/А.А.Базиков, В.Л.Базикова. – Москва.: Изд-во Финансы и статистика, 2010.

3. Макроэкономика: Краткий курс/Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. – Спб.: Изд-во Питер, 2007.

4. Макроэкономика: Учебное пособие/В.С.Артамонов, В.А.Иванов. – Спб.: Изд-во Питер, 2009.

5. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: Учебное пособие/В.М.Соколинский. – Москва.: Изд-во Кнорус, 2009.

6. Экономическая сущность и значение госбюджета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bankinfo.uz/index.php?option=com_content&view=article&id=141:ekonomicheskaya-sushhnost-i-znachenie-gosbyudzheta&catid=20&Itemid=40

7. Функции бюджета [Электронный ресурс]. - Точка доступа: http://www.finekon.ru/funkcii%20bjud.php

8. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libsib.ru/ekonomika/makroekonomika/gosudarstvenniy-biudzhet-biudzhetniy-defitsit-i-gosudarstvenniy-dolg


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: