Специфика научного познания.наука как деятельность, как знание, как социальный институт

Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания. Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы. Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)

2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.

3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение. Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями. Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон. Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру. Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

• редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;

• эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;

• рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д. Эти принципы делают науку в отличие от религии: а) наднациональной, космополитной; б) она стремится стать единственной; в) научные знания надличностны; г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д. В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала. Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления. К эмпирическим методам относятся: • наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;

• измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта;

• моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно. К теоретическим методам научного познания относятся: • индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.);

• дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному). Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания.

*Исторический метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики. Логический метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез). Что же за знания у человека, которые не входят в науку? Это ложь, заблуждение, невежество, фантазия? Но разве наука не ошибается? Разве нет доли истины в фантазии, в обмане? Наука имеет область пересечения с этими явлениями.

а) Наука и фантазия.

б) Наука и культура.

В настоящее время развернута критика науки. Историк Гилански так говорит об ученых: «Будь их воля, они превратили бы в ботанику великолепные цветения, в метеорологию красоту закатов». Илья Пригожин тоже утверждает, что наука низводит богатство мира до однообразного повторения, убирает благоговение перед природой и приводит к господству над ней. Фейерабенд: «Наука — это богословие ученых, делая акцент на общем, наука огрубляет вещи, противопоставляет себя здравому смыслу, морали. В этом виновата сама жизнь с обезличенными отношениями через письменность, политику, деньги. Науку надо подчинить морали.» Критика науки должна считаться справедливой только с позиции человека, отказавшегося от использования ее результатов. Гуманизм предполагает право каждого человека на выбор смысла и способа жизни. Но тот, кто пользуется ее плодами, не имеет морального права на критику. Развитие культуры уже немыслимо без развития науки. Для устранения последствий развития науки общество использует саму науку. Отказ от науки есть деградация современного человека, возврат к животному состоянию, на что человек вряд ли согласится.

Итак, познание — это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с не наукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

Многообразие форм знания и специфика научного знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Обыденно-практическоезнание. Существовало еще на ранних этапах человеческой истории,доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основа: опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обы­денного знания, которое производится повседневно и является ис­ходным пластом всякого познания. Включает: здравый смысл, при­меты, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Особенность: 1.используется человеком практически неосознанно и в своем применении не тре­бует предварительных систем доказательств2.принципиально бесписьменныйха­рактер. Личностное знание. Оно ставит­ся в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельнос­ти. Коллективное знание общезначимо или надличностно и пред­полагает наличие необходимой и общей для всех системы поня­тий, способов, приемов и правил построения знания. Религиозное знание. Базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писа­ния, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Формы вненаучного знания: Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом, это уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями, самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм; Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­цев, опираясь на методы насилия и принуждения; Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности - предмет и способы исследования проти­воположны науке; Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов. Народная наука - особая форму вненаучного знания, в сейчас стала делом отдельных групп или отдельных субъек­тов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жре­цов, старейшин рода. Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.2. Целью научного познания является – объективная истина (отсюда характерная черта – объективность).3. Знание ориентировано на воплощение в практике.4. Научного познания направлено на воспроизводство знаний.5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами познания.6. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность.7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: