Великий вазописец Ефроний

Современник Евфимида Евфроний, который работал в 520—500 годах до н. э., принадлежал к числу крупнейших мастеров краснофигурного стиля. Существует предположение, что он попал в Афины рабом, затем получил свободу и стал владельцем гончарной мастерской. Сохранились пятнадцать его подписных ваз.

Евфроний сформировался в атмосфере утонченного архаического искусства, под воздействием вазописцев, работавших еще в чернофигурном стиле. Наряду с мифологическими сюжетами, он изображал сцены окружающей действительности.

Его рисунки вводят нас в круг обыденной, повседневной жизни афинян. Так, на большом кратере художник запечатлел сцену в комнатах гимнастической школы — палестры. Слева атлет опирается на голову мальчика-раба, который вытаскивает из его ноги колючку. В центре — обнаженный юноша, подняв маленькую вазу, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы затем натереть кожу, как это обычно делали греки перед состязаниями. Его товарищ, стоящий рядом, складывает свой плащ. Плавные, гибкие линии, очерчивающие фигуры юношей, создают ощущение здорового и крепкого тела. Позы атлетов несколько условны, но в их движениях чувствуется изящество и благородство. Прекрасный орнаментальный узор украшает вазу: по ее краю вьется тонкая веточка со стилизованными листочками плюща, а над ручками и под изображением нарисованы листья пальмы.

Творчество Евфрония оказало большое влияние на следующее поколение афинских художников и на всю греческую вазопись. В первой половине V века до н. э. мастера вазописи овладевают умением передать действительность так, как ее воспринимает глаз человека. Великолепный образец этого искусства — вазы, сделанные мастером Бригом и расписанные неизвестным, но, бесспорно, превосходным художником. Они привлекают удивительным единством декоративной росписи с формой сосуда. Круг сюжетов, встречающихся на вазах, чрезвычайно разнообразен: от героических образов, навеянных монументальными фресками, которые до наших дней не сохранились, до жанровых сценок, рассказывающих о жизни афинян.

Художник умеет найти выразительные и колоритные эпизоды. На боковой стороне килика он изобразил веселое шествие бородатых мужчин, юношей и музыкантов, играющих на флейте и лире, а на дне килика создал непринужденную юмористическую сценку: девушка-рабыня осторожно поддерживает голову юноши, который выпил на пирушке слишком много вина. Мастер умело показывает их естественные и свободные позы, спокойные и неторопливые жесты. Кажется, что сцена списана с натуры. Художник пользуется перспективными сокращениями для передачи объема человеческого тела. Тонкими контурными линиями он изображает идеально правильные черты лица, плотные складки плаща юноши и одежду девушки, под которой обрисовывается ее гибкое тело. Отточенное мастерство рисунка делает произведения греческих вазописцев выдающимся явлением в истории мировой живописи.

Развитие вазописи в эпоху архаики убедительно показывает, как в борьбе с условностямигеометрического стиля постепенно вырабатывается новый художественный язык реалистического искусства. Преодоление схематизма и стремление овладеть приемами жизненно правдивого изображения человека характерны для греческой пластики VII —VI веков до н. э. Сравнивая росписи ваз коврового, чернофигурного и краснофигурного стиля с современной им скульптурой, можно заметить, что мастерство художников во многом опережало достижения скульпторов. Архаический период — это время создания ордерной системы, определившей всю последующую эволюцию античного зодчества.

В эпоху архаики были заложены те основы художественной культуры, тот гуманистический идеал эллинского народа, на которых в дальнейшем выросло искусство греческой классики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: