Вопрос 1. Специфика научного познания и классификация наук

Наука – сфера человеческой деятельности, задача которой заключается в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.

Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат, т.е. сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Также понятием «наука» принято обозначать отдельной отрасли научного знания.

В настоящий момент известно 2 основных подхода к целям науки:

1. Галилео Галилей. По его мнению, цель науки заключается в выявлении законов, в соответствии с которыми развиваются и изменяются различные объекты (для естественных наук – природа, для социальных – общество, для гуманитарных – человек). Цель науки – получение фундаментальных знаний – «чистая наука», основанная на теоретическом познании;

2. Френсис Бэкон. По его мнению, наука должна быть искусна не в теоретических спорах, а в изобретении новых ремесел. То есть наука должна сблизиться с практикой и развивать технологии. В современном мире возобладала именно эта точка зрения, и большинство научных исследований носит практико-ориентированный характер.

Классификация наук – объединение наук на основе определенных принципов, в соответствии с этим науки разделяют на:

· По объекту исследования:

· По способу сбора данных и уровню их обобщения:

a. Эмпирические (ориентированы на сбор фактов и фиксацию связей между ними);

b. Теоретические (объясняют и описывают факты, полученные эмпирическим путем, а также выводят закономерности);

c. Фундаментальные (исследуют основополагающие законы и принципы существования мира, а потому часто выполняют прогностическую функцию).

· По степени практической применимости:

a. Фундаментальные (не требуют выхода в практику или эксперимент);

b. Прикладные (адаптируют фундаментальные открытия к вопросам производства).

· По методу исследования:

a. Номотетические (установление всеобщих универсальных законов);

b. Идеографические (описание уникальных, неповторимых явлений).

Научное познание (направленное) противопоставляется обыденному познанию (стихийное), которое осуществляется в ходе повседневной жизни, носит стихийный, а не целенаправленный характер.

Научное познание отличается от других форм познания по следующим признакам:

· Предмет познания (наука исследует любые феномены в жизни человека и его сознании, но как особые предметы, подчиняющиеся объективным законам, также наука может открыть новые предметы исследования);

· Наличие специальных средств познания:

o Специальная научная аппаратура, которая позволяет науке экспериментально изучать новые типы объектов;

o Специальный язык. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения в новые области окружающего мира. При этом, он может оказывать обратное воздействие на естественный, обыденный язык.

Научный язык отличает определенность используемых понятий и терминов, стремление к четкости и однозначности утверждений, строгая логичность в изложении всего материала.

· Продукт познания (получаемый результат познания), результаты должны быть систематизированы, обоснованы, стремиться к установлению истинности;

· Использование специальных методов, причем набор методов четко зависит от специфики исследований, а также средств научного познания;

· Наличие субъекта познания, то есть ученого, исследователя. Он должен иметь специальную подготовку, владеть методологией и разделять ценностные установки науки. К ним относятся представления о самоценности истины – это идеал науки. Перед лицом истины все исследователи равны. Никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах. Требование научной честности при изложении результатов исследования. Ученый может ошибаться, но не имеет право подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанные открытия, но не имеет права заниматься плагиатом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: