Вопрос 4. Понятие «метода», классификация методов научного познания

У каждой науки есть свое организующее начало, в качестве которого обычно выступает метод познания. Метод познания – совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности. По мнению российского физиолога Павлова, от метода зависит вся серьезность исследователя и его естественной деятельности. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать многое, а при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных.

В современной науке не существует единого пригодного для решения любых задач метода. Каждый из методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Поэтому выбор правильного метода – важнейшая задача любого исследователя. На этот выбор, прежде всего, влияет предмет исследования. Главной особенностью предмета исследования является его принципиальная исчерпаемость для познания. Этим он отличается от неисчерпаемости для научного познания объекта.

Методы научного познания условно делятся на несколько групп, базовыми из которых являются философские методы, общенаучные и частно-научные (конкретно-научные).

Философские методы – система интеллектуальных операций и приемов, носящих всеобщий универсальный характер. По существу, каждая философская концепция выполняет методологическую функцию и является своеобразным способом мыслительной деятельности, но при этом они задают лишь общие направления исследования, его генеральную стратегию и не заменяют собой специальные методы. Кроме того, философские методы не всегда определяют окончательный результат познания, так как чем более общим является метод, тем выше его неоднозначность в определении итогов.

Философские методы:

· Диалектический;

· Феноменологический;

· Герменевтический и др.

Общенаучные методы выступают в качестве своеобразных посредников между философией и главными теориями отдельных наук. Как правило, эти методы носят универсальный характер и применимы в различных науках.

· Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение);

· Методы логического исследования (общелогические) – анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, обобщение;

· Методы теоретического исследования (моделирование, формализация, аксиоматический метод.

Частно-научные методы – совокупность способов и принципов познания, применяемых в той или иной отдельной науке. Каждая развитая наука, имея свой собственный предмет и теоретические принципы, применяет свои особые методы. Под методами исследования культуры понимают совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. Поскольку культурология – наука интегративная, то многие ее методы носят междисциплинарный характер, поскольку позаимствованы у других наук. Однако эти методы, разработанные другими науками, используются выборочно, с учетом их способности решать культурологические проблемы:

· Метод типологизации культуры;

· Метод историко-культурной реконструкции;

· Структурно-функциональный метод;

· Биографический метод;

· Семиотический подход и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: