Анализ (с греч. – разложение, расчленение) – метод научного познания, представляющий собой мысленное разделение исследуемого объекта на составные элементы с целью изучения его структуры, отдельных признаков, свойств, внутренних связей и отношений.
Анализ как логическая операция входит составной частью в любое научное исследование и обычно является его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его состава.
Синтез (с греч. – соединение, сочетание, составление) – метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон элементов, свойств и связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа и изучение этого объекта как единого целого.
Результатом синтеза является совершенно новое образование, главным свойством которого является не простое эклектичное соединение предшествующих фактов, а понимание их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости. То есть синтез – это способ формулирования выводов путем соединения простых понятий в одно сложное новое понятие.
Таким образом, анализ фиксирует то, что отличает части друг от друга, а синтез вскрывает то общее, что связывает их в единое целое. Поэтому анализ и синтез находятся в диалектическом единстве, а именно научное мышление столь же аналитично, сколько и синтетично. В культурологии это означает, что культурное явление или факт последовательно изучаются сначала во внутренних связях и функциональных зависимостях его частей, а затем и в его внешних связях и взаимозависимости с окружающей средой.
Аналогия (с греч. – соответствие, сходство) – способ познания через рассмотрение какого-либо объекта и перенесение его характеристик на менее изученный, но сходный по существенным свойствам и качествам объекта.
Умозаключение, основанное на аналогии – один из источников построения научных гипотез (в сравнении оба объекта хорошо изучены).
Для повышения точности выводов в результате использования метода аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:
1) Были выявлены не только внешние сходства сопоставляемых объектов, но и внутренние;
2) Объекты должны быть подобны в важных и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;
3) Круг совпадающих признаков должен быть как можно шире;
4) Необходимо учитывать не только сходства, но и различия, чтобы последнее не перенести на другой объект.
В гуманитарных науках данный метод получил большее распространение. Шпенглер писал, что «Средства для познания мертвых форм – математический закон. Средства для познания живых форм – аналогия».
В истории культуры многое познается и в сравнении, и с помощью аналогии. Это связано с повторяемостью и периодичностью некоторых историко-культурных явлений, поэтому их можно изучать по аналогии с другим явлением, о котором есть больше информации.
Метод аналогии, понимаемый предельно широко как перенос информации об одних объектах на другие, составляет гносеологическую основу теоритического метода моделирования.
Также к логическим методам относятся методы индукции (Бэкон) и дедукции (Декарт). /Л. Мамфорд… примеры применения: «+» и «-».