Вопрос 16. Возможности описательно-повествовательного и компаративного методов в изучении культуры

Описательно-повествовательный метод. История его тщательной разработки восходит к понятию идеографический метод, введенные Риккертом и Виндельбандтом. Этот метод сводит функции гуманитарного познания к описанию. Описание – начальная ступень историко-культурологического исследования любого события или процесса. Но само по себе оно не дает целостного понимания сущности явления как такового. Поэтому описание всегда тесно взаимодействует с другим методом – анализом. Они выступают как взаимосвязанные ступени познания. При этом, всегда необходимо учитывать, что описание – не беспорядочное перечисление сведений об изучаемом объекте, а всегда связное изложение, имеющее свою логику и смысл, которые зависят от методологических представлений и принципов исследователя.

Языком, пригодным для использования метода описания, считается живая разговорная речь в составе литературного языка современной исследователю эпохи, а также научные понятия и термины. Только естественный язык, а не формализованный способ изложения, делает результаты познания доступными массовому читателю. Как правило, удельный вес того, что является описанием. в научной работе всегда преобладает над обобщением и выводами относительно сути предмета описания. Но при этом следует помнить, что обобщение без описания – схематизация, а описание без обобщения – пустая фактография, поэтому одно всегда должно быть тесно связано с другим.

Сравнительно-исторический метод. В современных исследованиях его чаще называют компаративным методом (кросс-культурные исследования). Это одно из самых широко применяемых средств познания в истории и культурологии, филологии и этнографии. В числе первых, кто этот метод в полном объеме применил в своих исследованиях, был Ж.-Б. Вико, хотя элементы сравнительно-исторических исследований встречаются уже в трудах античных историков (Тацит, Германцы и Римляне). Главным условием эффективного использования данного метода является анализ однопорядковых событий и процессов, а также их тщательное описание. Степень изученности сравниваемых событий и явлений должна быть в каждом случае примерно одинаковой. Недостаточная изученность какого-либо из сравниваемых элементов может быть принята за их недостаточную развитость, что может привести к ошибочным выводам. Следовательно, продуктивному использованию данного метода предшествует применение описательно-повествовательного метода.

Формами сравнительного исторического метода бывают следующие:

1) Сравнительно-сопоставительный метод. Он раскрывает природу разнородных объектов;

2) Историко-типологическое сравнение. Оно объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями развития;

3) Историко-генетическое сравнение. Оно объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению. Это позволяет проследить развитие объекта от момента возникновения до угасания или гибели.

Таким образом, использование сравнительно-исторического метода предполагает, во-первых, выявление и описание однопорядковых явлений, во-вторых, одинаковую степень их изученности, в-третьих, выявление различий и сходств между ними и достижение обобщающих представлений, то есть выводы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: