Вопрос 17. Характеристика биографического и ретроспективного методов как «археологии культуры»

Ретроспективный метод (метод историко-культурной реконструкции). Историко-культурное знание во многих аспектах является ретроспективным, так как оно обращено к тому, как развивались события в прошлом и шли от причины к следствию. Однако ученые в большинстве случаев идут от следствия к причине, так как любое последующее явление содержит в себе предыдущее, причем в двойственной форме: либо в виде пережитков (Тайлор), то есть остатков прошлого, либо в качестве составной части другого более развитого этапа, но той же линии развития. Суть ретроспективного метода заключается в опоре на более высокую ступень развития культуры с целью понимания и оценки предыдущей.

Одним из самых ярких примеров использования ретроспективного метода является исследования Л. Г. Моргана. В своем труде «Древнее общество» он показал эволюцию семейно-брачных отношений от групповых форм к индивидуальным. Морган воссоздал историю семьи в обратном порядке: от современной нуклеарной семьи до первобытного состояния, когда господствовала полигамия. Он доказал принципиальное сходство развития семейно-брачных отношений у древних греков, римлян и американских индейцев. Это помогло ему сформулировать идею о единстве мировой истории, которая проявляется и асинхронно, не только в пределах временной горизонтали. Открытие Моргана продемонстрировала эффективность взаимодействия ретроспективного и сравнительно-исторического метода.

В ретроспективном методе, как правило, активно используют и так называемый «метод пережитков», под которым понимается способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современных исследователей эпохи остаткам.

Эдуард Тайлор писал, что между «свидетельствами, помогающими нам проследить действительный ход цивилизации, существует обширный пласт фактов, для обозначения которых было бы удобно ввести термин пережиток. Это те обычаи, обряды, воззрения, которые в силу привычки перенесены из ранней стадии культуры в другую, более позднюю и остаются живым свидетельством или памятником прошлого». К пережиткам в широком смысле слова можно отнести памятники и сведения реликтного характера, например, если речь идет о письменных источниках определенной эпохи, то реликтными в них могут быть данные или фрагменты, включенные из более древних документов. Главное методологическое требование, которое предъявляется к методы пережитков, заключается в необходимости доказать реликтный характер тех свидетельств, на основе которых исследователь хочет реконструировать научным путем картину конкретной исторической эпохи.

В целом, ретроспективный метод применим к изучению не только отдельных явлений, понятий или слов, но и объектов материального мира, сложных явлений феномена культуры. Элементы ретроспективного метода входят в структуру методов терминологического анализа и биографического метода. В частности, Ю. М. Лотман соединяя биографический и ретроспективный метод, создал романы-реконструкции о жизни Пушкина и Карамзина.

Филологи, используя лингвистическую реконструкцию, могут гипотетически воссоздать исчезнувшие формы и системы на основе их позднейших отражений.


Биографический метод – один из наиболее старых методов изучения истории и истории культуры. Некоторые его черты были обозначены уже в античной историографии. Например, Плутарх в своем труде «Сравнительное жизнеописание» не просто представил биографии великих людей, но и пытался посмотреть на их действия как на историю, то есть с помощью научного подхода увидеть закономерности исторического наследия. Однако, античные историки все еще не считали, что история является продуктом деятельности исключительно людей. А вот философско-историческая концепция Вольтера Великая историческая личность (просвещенный монарх) является главной движущей силой истории в отличие от народа, который, по мнению Вольтера, не более чем «игрушка в руках законодателей».

Биографический метод приобретал все большую роль с развитием историографии, особенно он популярен в т.н. политической историографии, в котором на первый план выходит личность политика как реального носителя высшей государственной власти и его роль в развитии истории.

В целом бурный расцвет политической историографии в 19 – нач. 20 века стимулировал развитие и биографического метода. 20 век принес и новые варианты в применении биографического метода: появляется т.н. метод коллективных биографий, когда, например, история Английского парламента рассматривается как борьба личных интересов парламентариев. Также этот метод оказывается интересным при анализе роли личности и масс в культуре и истории.

В культурологии интерес к данному методу связан с историей личности ученого или деятеля культуры. Поскольку проникновение в творческую лабораторию, воссоздание стиля и образа жизни, выявление круга общения позволяет лучше понять результаты творческой деятельности человека. Поэтому использование биографического метода позволяет изучить личность во всем многообразии ее связей и отношений. Лотман называет труд по реконструкции жизни творческой личности «Археологией культуры», так как «биограф» по мозаичным осколкам воссоздает рисунок ушедшей жизни и сохраняет ее для потомков. Следовательно, «Реконструкция жизни творческой личности» – труд по воскрешению давно прошедшего, того, что растворилось во времени, ушло в небытие. Но отпечатки той жизни сохраняются в виде писем, дневников, записных книжек, автобиографических повествований, личных документов, фотографий, портретов, эпиграмм, воспоминаний современников и т.д. Но чтобы объединить все эти разрозненные фрагменты, понять их истинное значение, необходимо определить правильное местоположение у каждой детали и как бы «воскресить» душевный мир личности.

В итоге, применение этого метода под внешним слоем биографических фактов можно обнаружить реальную ткань культурной эпохи: различные драматические ситуации, которые меняют облик истории, так как биографическое сознание всегда обусловлено культурой. Биография выражает определенное мировоззрение, упорядочивание собственного опыта и его реализация в творчестве.

Биографические исследования могут быть хронологическими (в виде основного перечня дат, которые анализируют жизненный путь от рождения к смерти) и проблемно-тематическими (когда рассматриваются один или несколько наиболее важных жизненных этапов, тесно связанных с решением конкретной проблемы, а также соединять в себе моменты и хронологического и проблемного изложения).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: