Общий, средний и предельный продукт: измерение, взаимозависимость, тенденции изменения

Общий продукт переменного фактора ( TP) – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства.

Средний продукт переменного фактора APV – отношение TPV к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора: АРν=ТРν/V, где АРν -средний продукт переменного фактора, ТРν - общий продукт переменного фактора, V -труд, принятый за переменный фактор.

Предельный продукт переменного фактора MPV – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного фактора. MPV =∆ТРν /∆V

19.Издержки фирмы. Бухг-кий и экон-кий подходы к из-кам. Внутренние и внешние изд-ки, альтернативные. Постоянные и переменные, общие, средние и предельные из-ки пр-ва в краткосрочном периоде.

Экономические издержки – это те выплаты, которые предприятие обязана сделать или те доходы, которые оно должно обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.

Виды издержек: 1)явные(внешние издержки) – денежные выплаты, которые предприятие производит поставщикам факторов пр-ва в том случае, когда эти факторы ей не принадлежат(з/пл,транспортные расходы, затраты на сырье и материалы и т.д.) – бухгалтерские издержки; 2)неявные(внутренние) издержки стоимость услуг факторов пр-ва, но не являются покупными. Это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирм, которые недополученные в обмен на явные платежи.

Нормальная прибыль – минимальная плата, которую должен получить владелец фирмы, чтобы у него был смысл использовать свой предпринимательский талант в данной сфере деятельности.

Неполученные доходы от использования собственных ресурсов и нормальная прибыль в сумме образуют внутренние издержки.

Экономические издержки: 1) внешние издержки – бухгалтерские издержки; 2) внутренние издержки, включая нормальную прибыль.

Производственные издержки – издержки, непосредственно связанные с пр-вом товаров и услуг. Издержки обращения – издержки, связанные с реализацией произведенной продукции.

Постоянные – издержки, величина которых не меняеется в зависимости от изменения объема пр-ва (амортизация, стр-вые взносы, рентные платежи и т.п.). Переменные – издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема пр-ва(з-ты на сырье, топливо т.п.).

Общие (валовые) издержки – сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме пр-ва. TC=FC+VC, где TC, FC, VC – соответственно общие, постоянные и переменные издержки.

Средние издержки – издержки в расчете на единицу выпуска продукции. AC=TC/Q, гдеAC-средние издержки, Q-объем выпуска. Делятся на средние постоянные и средние переменные.

Предельные (приростные) издержки – прирост издержек, связанных с пр-вом дополнительной единицы продукции. MC=∆VC/∆Q

20.Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблемы оптимального размера предприятия.

Условия минимизации издержек: 1) фирма использует два переменных фактора – труд и капитал; 2) все возможные колебания факторов для данного объема пр-ва определяется изоквантой; 3) в долгосрочном периоде может произойти перелив капитала из одной отрасли в другую; 4) фирма стремится максимизировать прибыль; 5) в начале исследования цены на вводимые факторы пр-ва принимаются неизменными.

В долгосрочном периоде все факторы пр-ва являются переменными, средних постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек.

Масштаб пр-ва определяется размером используемых ресурсов (труда, капитала идр). Эффект масштаба – это и есть реакция объема пр-ва на изменение масштаба пр-ва.

Эффект масштаба м.б. положительным (объем пр-ва растет быстрее, чем изменяется его масштаб), постоянным (пропорциональное изменение объема пр-ва и масштаба) и отрицательным (объем пр-ва растет медленнее, чем объем используемых ресурсов).

Размер предприятия – это его величина, степень развития. Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, в связи, с чем необходимо учитывать основные организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а так же иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии ТП, исходя из масштабов его функционирования.

Крупные торговые предприятия с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Средние торговые предприятия действуютв пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Малые торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние.

21.Общий, средний и предельный доход фирмы: понятие, измерение, взаимосвязь, тенденции изменения.

Прибыль = Доходы – Издержки.

Совокупный доход равен цене продукта Р, умноженной на кол-во проданных единиц Q: R(Q)=P*Q

Средний доход AR представляет собой доход, полученный от продажи 1 единицы продукции: AR=R(Q)/Q. Выступает как цена за единицу товара покупателя и явл-ся доходом от единицы проданного товара для продавца. Используется при анализе эффективности использования ресурсов, выявленных резервов снижения издержек.

Предельный доход MR представляет собой прирост дохода ∆R(Q) в результате увеличения выпуска т реализации продукции на 1 единицу ∆Q: MR=∆R(Q)/∆Q. Выступает ориентиром для фирмы в изменении объема пр-ва, т.к. изменяется валовый доход в результате увеличения пр-ва и реализации продукции. Явл-сяположительным при эластичном спросе на товар, отрицательным – когда неэластичен и равен нулю в случае, когда спрос переходит из эластичного в неэластичный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow