Определение объема спроса, какую связь он характеризует

Понятие «спрос», его трактовка экономической теорией.

Спрос — это обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности. Это — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос — платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения. Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы: D = Р xQ, где D — спрос (от англ. Demand — спрос); Р— цена; Q— количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.

Определение объема спроса, какую связь он характеризует.

Объем (величина) спроса определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и факторов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения и т.д.

Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он говорит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей и, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (демонстрация закона убывающей предельной полезности).

3. Факторы, влияющие на спрос.Принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор — это цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные точки: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

4. Виды неценовых факторов, влияющих на спрос. Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на положение кривой спроса оказывают:

а) доходы потребителей. Как правило, по мере роста дохода потребителя увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют аль­тернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, картофель, подержанные веши и т.д. Спрос на товары низшей категории изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении доходов — увеличение потребления; б) спрос и цены на взаимосвязанные товары. Если увеличивается цена одного из взаимозаменяемых товаров (говядина), то это влечет за собой рост объема спроса на другой товар-субститут при каждом значении цены (куриные окорочка). Товары называются взаимозаменяемыми, потому что могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну и ту же потребность. Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. Поэтому если увеличивается цена одного из них, то это снижает объем спроса на другой взаимодополняемый продукт. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса не только на нее, но и на кроссовки; в) вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д.; г) ожидания покупателей. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот; д) число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос; е) размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо; ж) реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.

5. Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение обозначается буквой S — от англ. supply. Иначе говоря, предложение — это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара.

Закон предложения устанавливает прямую зависимость величины предложения от цены. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. Прочие равные условия означают неизменность издержек производства и технологии производства данного товара. Предприятия не намерены поставлять товар, пока цена не перекроет затраты на его производство.

6. Какие факторы влияют на величину предложения?Факторы, определяющие объем предложения товаров и услуг, принято делить на ценовые и неценовые.

Ценовой фактор — это цена на данный товар. Она влияет обычно на предложение прямо пропорционально. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению объема предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Это показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена — побуди­тельный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке.

Неценовые факторы — это другие причины, определяющие движение объема предложения, кроме цены на данный товар.

7 Виды неценовых факторов.К неценовым факторам относят:

а) цены на ресурсы. Изменение стоимости любого из ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработной платы, сдвигает кривую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то предприятия будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.д., а, следовательно, сможет увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится вправо. Если же цены на ресурсы повысятся, то кривая переместится влево; б) технология производства. Под технологией понимается набор известных способов, приемов или методов производства товара или услуги. Любое усовершенствование технологии, создающее возможности для удешевления производства и сбыта продукции, приводит к увеличению предложения товара и сдвигает кривую предложения вправо. Если происходит удорожание производства, то кривая предложения сдвигается влево; в) налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки и сокращает производство — кривая смешается влево. При уменьшении налогов кривая предложения смещается вправо; г) цены на другие товары или услуги. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично перепрофилировать свое дело, организовывать многоотраслевой бизнес. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители говядины сокращают ее производство, а часть ресурсов переключают на производство птицы; д) конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

8. Рыночное равновесие. О значает такое состояние рынка, когда при определенной цене спрос равен предложению. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены — превышение предложения над спросом. Каковы основные признаки избытка и дефицита? Избыток есть превышение предложения над спросом. В условиях конкуренции наличие избытка приводит к снижению цены. Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление «очередей» предпринимателей, предлагающих товарные услуги.

Дефицит означает избыточный спрос. Основными признаками дефицита становится сокращение товарных запасов и появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили (сфера услуг), так и форму списка в «книге» заказов. Очередь — это признак того, что при существующей низкой цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют доставить его на рынок.

9. Эластичность спроса по цене, коэффициент эластичности.Эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1% изменением его цены, при неизменности всех прочих факторов, влияющих на V (объем) спроса. Это записывается так:

Эластичность спроса по цене (Ер) = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменение цен

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%. При значениях коэффициента по абсолютной величине меньше единицы спрос является неэластичным; при значениях коэффициента больше единицы — эластичным, а при значении, равном единице — единичным. Отрицательное значение коэффициента связа­но с тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. Числовое Значение совершенно неэластичной кривой спроса равно нулю, так как любое изменение в цене никак не отражается на величине спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: