Нормы законодательства, регулирующие денежное обращение в России

В регулировании денежного обращения государство опирает­ся на банковскую систему, в которую кроме Банка России входят банки с госучастием (Внешторгбанк, Внешэкономбанк, банк «Еврофинанс», Сберегательный банк), коммерческие банки, фи­лиалы, представительства иностранных банков. Внешторгбанк и Сбербанк относятся к специализированным банкам, функциони­рующим на основе особых нормативных актов.

Банк России контролирует практически все элементы систе­мы безналичных и наличных расчетов. Он имеет 1336 расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые обслуживают 10 тыс. банков и их филиалов, 8 тыс. клиентов коммерческих банков, 90 тыс. бюджетных организаций, а также представительные и исполни­тельные органы власти, их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, клиентов в регионах, где нет кредитных организаций. Главной клиентурой Банка России по операциям как актива, так и пассива являются Министерство финансов Российской Федерации (казначейство) и коммерче­ские банки.

Банк России контролирует кредитные учреждения по не­скольким направлениям: регистрирует новые учреждения, ли­цензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вво­дит регулирующие нормы в рамках административного права. В то же время коммерческие банки привлекаются для обслужива­ния реализации государственных инвестиционной и конверсион­ной программ, господдержки завоза продукции в районы Край­него Севера, операций с облигациями государственных займов, драгоценными металлами, счетов МНС, ГТК России.

Государство гарантирует сохранность вкладов во всех банках, в которых ему принадлежат более 50% голосующих акций (до­лей): Сбербанк, Внешторгбанк, ряд бывших совзагранбанков. В коммерческих банках собственные средства составляют лишь около 10%, а 90% — заемные. Сбои в операциях коммерческого банка отражаются на его пайщиках и клиентах.

Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Банком России согласованной с Прави­тельством РФ денежно-кредитной политики. Основные ее на­правления ежегодно представляются для рассмотрения Федеральному Собранию. Денежно-кредитная политика заключает­ся в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного капитала, цену денег. Она дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера.

Отсутствие государственного регулирования денежного об­ращения дезорганизует экономику, усиливает хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации произ­водства. Во многих странах в условиях даже экономической ста­бильности широко используются контроль процентных ставок по кредитам и депозитным вкладам, отраслевое квотирование ссуд, обязательное страхование средств вкладчиков и другие способы регулирования денежного обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: