В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую кроме Банка России входят банки с госучастием (Внешторгбанк, Внешэкономбанк, банк «Еврофинанс», Сберегательный банк), коммерческие банки, филиалы, представительства иностранных банков. Внешторгбанк и Сбербанк относятся к специализированным банкам, функционирующим на основе особых нормативных актов.
Банк России контролирует практически все элементы системы безналичных и наличных расчетов. Он имеет 1336 расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые обслуживают 10 тыс. банков и их филиалов, 8 тыс. клиентов коммерческих банков, 90 тыс. бюджетных организаций, а также представительные и исполнительные органы власти, их учреждения и организации, государственные внебюджетные фонды, клиентов в регионах, где нет кредитных организаций. Главной клиентурой Банка России по операциям как актива, так и пассива являются Министерство финансов Российской Федерации (казначейство) и коммерческие банки.
|
|
Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: регистрирует новые учреждения, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нормативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регулирующие нормы в рамках административного права. В то же время коммерческие банки привлекаются для обслуживания реализации государственных инвестиционной и конверсионной программ, господдержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с облигациями государственных займов, драгоценными металлами, счетов МНС, ГТК России.
Государство гарантирует сохранность вкладов во всех банках, в которых ему принадлежат более 50% голосующих акций (долей): Сбербанк, Внешторгбанк, ряд бывших совзагранбанков. В коммерческих банках собственные средства составляют лишь около 10%, а 90% — заемные. Сбои в операциях коммерческого банка отражаются на его пайщиках и клиентах.
Регулирование денежного обращения осуществляется на основе проводимой Банком России согласованной с Правительством РФ денежно-кредитной политики. Основные ее направления ежегодно представляются для рассмотрения Федеральному Собранию. Денежно-кредитная политика заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного капитала, цену денег. Она дополняет финансово-бюджетную политику, но не имеет фискального характера.
Отсутствие государственного регулирования денежного обращения дезорганизует экономику, усиливает хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации производства. Во многих странах в условиях даже экономической стабильности широко используются контроль процентных ставок по кредитам и депозитным вкладам, отраслевое квотирование ссуд, обязательное страхование средств вкладчиков и другие способы регулирования денежного обращения.