· форма правления и степень адаптируемости политических институтов;
· степень участия широкого населения в управлении страной;
· упорядоченность процедуры передачи властных полномочий (преемственность власти);
· наличие широкого консенсуса относительно целей и задач экономической политики;
· степень интеграции в глобальную торговую и финансовую систему;
· внутренние и внешние угрозы национальной безопасности;
Структура доходов населения и структурная организация экономики
· условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;
· рыночная - нерыночная экономика;
· наличие ресурсов и степень их диверсификации;
Перспективы экономического роста
· объем и структура сбережений и капиталовложений;
· темпы и характер экономического роста;
Степень гибкости налогово-бюджетной политики
· итоги фискальной деятельности национального правительства и сбалансированность бюджета;
· конкурентоспособность системы налогообложения, степень гибкости в сфере повышения ставок налогообложения;
|
|
· факторы, которые могут способствовать росту государственных расходов;
Бремя государственного долга
· финансовые активы национального правительства;
· бремя государственного долга и процентных выплат по государственному долгу;
· валютная структура государственного долга;
· обязательства государства по выплате пенсий;
· условные обязательства банковской системы, корпораций и других юридических лиц;
Стабильность цен
· тенденции развития ценовой инфляции;
· темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования государственного бюджета;
· курсовая политика;
· степень независимости Центрального банка;
Гибкость платежного баланса
· влияние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на состояние счетов внешних операций;
· структура счета текущих операций;
· структура потоков капитала;
Внешний долг и ликвидность
· объем и валютная структура внешнего государственного долга;
· объем условных обязательств, взятых на себя банками и другими государственными и частными субъектами под государственную гарантию;
· сроки выплат в счет погашения государственного долга и бремя по обслуживанию долга;
· объем и структура государственных резервов и других внешних активов;
· исторические сведения по обслуживанию долга.
На основании количественной и качественной оценки этих факторов странам присваиваются суверенные рейтинги. Наиболее высоким рейтингом «ААА» обладают такие страны, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция, Дания и т.д. Это означает, что эти страны отличаются долгосрочной политической стабильностью, взвешенной кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой и, следовательно, относительно низким уровнем инфляции и высокой степенью международной экономической интеграции.
|
|
Тот факт, что в странах бывшего СССР политические институты находятся на этапе становления, не позволяет присвоить им достаточно высокие рейтинги, даже несмотря на состояние их экономик. В то же время, в случае успешного завершения рыночных реформ в переходных странах Восточной Европы суверенные кредитные рейтинги по крайней мере некоторых из них могут в конечном итоге приблизиться к рейтингами западноевропейских стран, в которых существуют вековые рыночные традиции.
Правительство, которое в недавнем прошлом допустило дефолт, должно стремиться восстановить доверие к своей экономической политике, используя меньшие объемы привлеченных средств, чем правительство с безупречной историей обслуживания государственного долга. Например, Великобритания в течение столетий неизменно выполняла свои обязательства даже во время войн и финансовых кризисов, в то время как Аргентина ("ВВ" по обязательствам в иностранной валюте и "ВВВ-" по обязательствам в национальной валюте) все еще пожинает плоды многолетней бесхозяйственности, в том числе допущенных в прошлом дефолтов. Несмотря на то, что рейтинг Аргентины постепенно повышается, он еще отнюдь не так высок, как рейтинг Великобритании, хотя соотношение государственного долга к национальному доходу в Аргентине сейчас ниже.