Стратегия работы психолога в образовании

Выделяют две основных стратегии: психологическое консультирование и психологическое проектирование.

Для реализации проектировочной функции психолог должен тесно взаимодействовать, сотрудничать со специалистами других специальностей: педагогами, воспитателями, библиотекарями. Сведения, полученные от них, позволят прогнозировать будущую ситуацию и выявить в ней возможность заложить условия, которые позволят обеспечить оптимальное развитие учебно-воспитательного процесса. При проектировочной деятельности основная задача психолога – выявление психологического содержания определенного вида ситуаций, а для этого необходима совместная деятельность с другими специалистами. Сотрудничество с ними поможет выявить тенденции, которые определяют развитие системы образования, прогнозируют изменения в межличностных отношениях, являющихся важным фактором в сфере воспитания.

Проблемы:

· Возрастные границы начала обучения в школе;

· Проблема дифференциации обучения;

· Влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество;

· Связь выбора учебного заведения и места жительства.

Перечисленные проблемы требуют комплексного решения, в том числе, учета психологических аспектов. В жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые относятся к различным социальным аспектам и психологу приходится ориентироваться во многих смежных отраслях социальных знаний: педагогика, юриспруденция, социальная работа, медицинская профилактика и т.д. В своей профессиональной деятельности практический психолог, помимо социальной психологии, должен владеть компетенциями по педагогической, возрастной, медицинской, экономической, коррекционной и другими отраслями психологии. В реальной деятельности их разделить невозможно, но при осуществлении профессиональной рефлексии такое деление необходимо.

8) Типы данных (L, T, Q.)
Информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные, полученные из этих источников, обозначаются как «L»-,Q»- и «Т»- данные.
«L»- данные. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть «L»-данными (от «life record data»).
«L» - данные получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. С этих данных обычно рекомендуется начинать предварительные исследования проблемы.
Кэттелл считает, что «L» - данные идеальны для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. «L»- данные хороши также тем, что все виды поведения уже представлены в языковой форме. Это гарантирует не только лучший начальный выбор переменных, но и более легкую интерпретацию полученных факторов.
Для повышения надежности «L» данных разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок. Вот некоторые из них:
1. Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения.
2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно длительный промежуток времени.
3. Необходимо не менее десяти экспертов на одного оцениваемого.
4. Ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по всему комплексу характеристик, т. е. вместо того, чтобы просить эксперта оценивать одного испытуемого сразу по нескольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одном у признаку. Применение такого способа проведения экспертного опроса может поднять надежность получаемых данных на уровень, достаточный для практического использования.
«Q»-данные. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок обозначается как «Q»-данные (от «Questionnaire data»). Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q»-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т. п.) занимают центральное место в личностных исследованиях. Число методик для получения «Q»-данные огромно. Из них наиболее широко используются Миннесотский многопрофильный личностный перечень, Калифорний-
ский психологический, шестнадцатифакторный личностный опросник, тест Гилфорда-Циммермана для исследования темперамента и др.
«Т»-данные. Данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией сокращенно называются «Т»-данными (от «objective test data»). «Т»- данные представляют собой радикально новый подход к исследованию личности. Их получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. При всем многообразии объективных тестов во всех случаях создаются специальные микроситуации, способствующие проявлению основных свойств личности. Объективность достигается соблюдением следующих двух требований:
1) наложены ограничения на возможности искажения тестовых оценок;
2) имеется объективный способ получения оценок по реакции испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: