Диагностика ценностно – ориентационной сферы личности

Формирование образа «Я» через идентификацию индивида социальной общностью порождается определенными механизмами, которые проявляются в своеобразном мышлении. В ментальности выражается сущность социального типа, сопряженного с влиянием национальных традиций, ценностей, образов, стереотипов. Ментальность – социально-психологическая характеристика личности, проявляющаяся в социальных представлениях, ценностях, направленности личности, определении жизненного пути. Ценностно-смысловая сфера представляет собой ядро ментальности. Ценность – явное или неявное представление о желательности, которое во многом определяет выбор индивида из возможных вариантов, типов, целей, действий. Ценности можно определить как обобщенный универсальный смысл чего-либо для личности. В то же время, обладание ценностью облегчает для человека поиск смысла. Смысловая сфера представляет собой сложную структуру. Ее составляющие отвечают различным уровням способностей, динамикой изменений, спецификой воздействий на изменения.

В смысловой сфере личности выделяют личностный смысл, социальные установки, диспозиции, ценности, смыслообразующие мотивы. Наиболее близким психологическим образованием, отражающим ценностно-смысловую сферу, является мотивация, то есть побуждение, которое определяет поведение личности. Мотивация имеет такие характеристики, как устойчивость и глубина.

Ценностно-мотивационная сфера личности связана с ментальностью и выступает как ее социально-психологическая характеристика, означающая единство личностных и ситуационных особенностей. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные интересы и устремления личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений жизненной концепции.

Для изучения ценностных ориентаций можно использовать следующие методики:

Диагностика терминальных ценностей, различные варианты методики Рокича

Например: Опросник терминальных ценностей Сенина И.Г.

Один из вариантов методики представляет прямое ранжирование списка ценностей, участника исследования просят оценить субъективную значимость предложенных ценностей или разложить карточки с ценностями по порядку значимости, который индивид присваивает ценностному качеству. Методика изучения ценностных ориентаций (Леонтьев Д.А.). Является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: