Социально – психологическая адаптация учащегося, особенности её диагностики

Одним из значимых социально-педагогических показателей является социальная адаптация личности учащегося и педагога к образовательной среде и учебно-воспитательному процессу. Социальная адаптация в ее глубинном психологическом смысле представляет собой постоянный процесс приспособления личности к условиям социальной среды. Социально-психологическая адаптация может осуществляться с разной степенью результативности не только у разных сторон, но и у одних и тех же субъектов в разных жизненных ситуациях.

Психологи выделяют три основных типа адаптационного процесса:

1. Первый тип характеризуется преобладанием активного воздействия на социальную среду.

2. Второй тип присуще пассивное, конформное принятие целей и ценностных ориентаций.

3. Третий тип основан на реализации гибкой комбинированной стратегии социальной адаптации. При комбинированной стратегии актуализация внешней активности и внутренней активности происходит в результате оценки ситуации, оценки потенциала личности и оценки вероятности успешной социальной адаптации в зависимости от выбранного вида активности.

Социальная адаптация базируется на адаптивности человека как врожденной и приобретенной способности ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко- средне- и низко адаптивные люди. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Особенности социальной адаптации во многом взаимосвязаны с интро- и экстравертированностью как свойством темперамента.

Реан А.А. в своей работе «Психодиагностика личности в образовательном процессе» (СПб, 1996) обращает внимание на то, что рассматривает социальную адаптацию в глубинном, а не упрощенном смысле. Нет серьезных научных оснований категорично утверждать, что для экстравертов характерна высокая степень социальной адаптации, а для интровертов – низкая. По мнению Реана, любой из них может достигать высокого уровня социальной адаптации, но, скорее всего, разными путями и способами выбирая и реализуя адекватный тип адаптационного процесса.

34) Социализация личности: институты, факторы, стадии
Социализация- это, во-первых, процесс усвоения индивидом социального опыта (среда воздействует на человека), а во-вторых, результат усвоения и активное воспроизводство накопленного социального опыта в своей деятельности (человек воздействует на среду).
Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Как типичный процесс социализация означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных и возрастных групп (социализация инвалида похожа на социализацию другого инвалида, но отличается от социализации здорового человека). Сюда можно отнести и социализацию национальных меньшинств, эмигрантов. Как единичный процесс социализация возникает за счет индивидуальных особенностей человека, его способностей, внешних данных, уровня развития идентичности и пр.
Понятие «социализации» впервые было введено американскими учеными (Алан
Парк, Джон Доллард, Дж. Кольман и др.) в 40-50-е гг:'20 века. Разрабатывали теорию социализации Габриэль Тард и Т. Парсонс. Тард рассматривал социализацию как подражание, имитацию посредством которого происходит овладение социальными ролями. Парсонс говорит о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление.
Содержание социализации зависит напрямую от институтов социализации, к которым относят, прежде всего, семью, детские дошкольные учреждения, школу, неформальные объединения, официальные организации. Следует отметить несколько важных моментов: 1) из всех институтов социализации по значению наиболее важным называют институт семьи; 2) сила влияния институтов социализации зависит от степени их авторитетности для личности; 3) кризис в обществе двух важных институтов как семья (.....) и система образования (отсутствие материальной базы, положение учителей, идеологический вакуум) затрудняют процесс полноценной социализации.
Социально-психологические факторы социализации могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально культурный процесс социализации, ее историческую, культурную и этническую специфику и 2) индивидуально-личностные. К числу факторов, которые затрудняют процесс социализации относят политическую обстановку, экономические условия и возникновение экстремальных ситуаций (вооруженных конфликтов, стихийных бедствий.

Стадии социализации. Социализация - процесс длительный и протяженный
во времени, он распадается на ряд стадий, отличающихся спецификой социальной ситуации, в которой человек оказывается в разные периоды своей жизни.
Выделяют социологический и психоаналитический подходы к выделению стадий. Представители социологического подхода выделяют стадии в зависимости от времени усвоения человеком определенных социальных ролей. Так, Г.М. Андреева выделяет дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии социализации (см. учебник социальной психологии Андреевой). В русле психоаналитического подхода социализация связана с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов.
Бодалев А.А. И его коллеги предлагают «компромиссный» подход, учитывающий основные взгляды двух предыдущих. Они выделяют следующие стадии:
l} ^ Первичная социализация. Фрейд в качестве первичных стадий называл оральную, анальную и фаллическую стадии, на которых, по его мнению, формируются основные личностные характеристики. Авторы, признавая влияние бессознательного на процесс социализации, решающее значение придают процессу познания и овладения ребенком социальными ролями в процессе игровой деятельности и характеру отношений ребенка в семье (две близняшки из Казахстана)
2.} ^ Маргинальная (промежуточная) социализация- социализация подростка, которая связана с самоутверждением личности, с формированием Я-концепции, самосознания и групповой идентичности;
3.) у стойчивая социализация - овладение определенным статусом, выполнение широкого спектра социальных и межличностных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе и свидетельствует о социально- психологической адаптированности личности и ее социальной идентичности.
4.) Посттрудовая- утрата статуса и ряда ролей после выхода человека на
пенсию. В это время человек дезадаптируется, что сопровождается тяжелыми
эмоциональными переживаниями, связанными с утратой близких, смысла жизни,
необратимыми процессами старения. Переживания могут компенсироваться за счет
заботы о внуках и продолжением активной деятельности.




double arrow
Сейчас читают про: