Социально – психологические характеристики учебной группы и особенности её диагностики

Особый характер взаимоотношений складывается между детьми в учебных группах, классах Педагог Роков в статье «К психологии школьного класса» отмечал, что школьный класс – особая групповая индивидуальность, характеризующаяся своими психологическими свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных индивидов. Класс имеет свое лицо, свой особый умственный и нравственный облик.

Большой вклад в 20-е годы в изучение детских коллективов внес Фортунатов. Он изучил особенности общественной жизни детей, установил типы детских сообществ, выявил факторы, организующие или дезорганизующие группу; изучил положение и роль отдельных личностей в коллективе. Фортунатов определил, что коллектив не есть простое скопление индивидуумов, но всегда система взаимодействующих особей, которая характеризуется наличием признаков не просто объединяющих, но и организующих ее в единое целое.

Типы детских коллективов по Фортунатову:

1. Стихийно организующиеся

2. Сознательно организующиеся

3. Организуемые

4. Промежуточные

Фортунатов определил группы детей, отражающие групповую дифференциацию:

1. Вожаки и организаторы, имеющие твердую целеустремленность

2. Активисты, обладающие личной инициативой, но твердость характера не является для них обязательной

3. Исполнители

4. Одиночки, живущие своей жизнью

5. Бунтари, вступающие в борьбу с вожаками с установлениями, принятыми в коллективе

6. Затравленные члены коллектива

Наибольшее распространение получили эксперименты, выявляющие воздействие группы на продуктивность различных видов деятельности.

Для изучения детских групп широко использовались опросы, анкеты и позднее начали применять социометрию – метод исследования межличностных отношений на основе выявления предпочтений. При анализе внутренних связей, которые выявляет социометрия, можно изучить систему взаимоотношений в группе и систему общения. Социометрическое исследование, проведенное по любому критерию дает информацию о взаимоотношениях и особенностях внутригрупповой активности, но для изучения внутригруппового общения нужны иные методы:

Прямое наблюдение

22) Методы изучения межличностных отношений.
При изучении дружбы в науке, как правило, анализируются пары или группы, взаимодействующих между собой учащихся, которые рассматриваются отдельно от класса. Система личных взаимоотношений, как правило, изучалось с помощью экспериментальных методов, которые позволяют не только описывать, но и измерять параметры взаимоотношений.
Для изучения взаимоотношений в группе широко используются социометрические методы (с 1934 года). Социометрия имеет дело с внутренней стороной социальных групп. В настоящее время применение социометрии дает возможность изучать взаимоотношения и общение в малых группах. Изучение взаимоотношений предполагает выявление особенностей личностно значимого эмоционального и интеллектуального отражения людьми друг друга – внутреннего отношения. Общение в данном случае – наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется по Реану: такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
Социометрическое исследование, проведенное по любому критерию, дает информацию о взаимоотношениях, так как все индексы относятся именно к этой стороне внутригрупповой активности. Для изучения внутригруппового общения, нужны дополнительные методы: прямое, включенное наблюдение, стандартизированная беседа.
На основе социометрического статуса нельзя рекомендовать или не рекомендовать на ту или иную должность, которая может требовать иных качеств, чем те, которые определяют положение в системе межличностных отношений (статус); не всегда правомерно отождествлять понятие «лидер» и «звезда», как наиболее предпочитаемый человек группы. Лидерство – элемент структуры общения, проявляющийся во влиянии на окружающих, уровень социометрического статуса характеризует положение в структуре взаимоотношений, то есть частоту предпочтений (эти две характеристики могут совместиться в одной).
Этапы социометрического исследования. Критерии выборов социометрии.

Ауто-социометрические методы.
Это методы изучения взаимоотношений и их осознание, при котором участники сами измеряются взаимоотношения сверстников друг к другу и к себе лично. Для этого производит прямое или косвенное ранжирование все участников группы по их положению в системе межличностных отношений.
1. Прямо или косвенно выражают свое представление об их отношениях друг к другу.
2. Прямо или косвенно определяются свое отношение в системе межличностных отношений.
3. Выражают свое отношение к сверстникам.
4. Выявляют свое представлении об их отношении к себе.
Экспериментатор может использовать бланк – круговую диаграмму, тогда на доске, нужно разместить список класса. Каждый учащийся работает самостоятельно.
Соедините номера линиями: прямая – ребята взаимно симпатизируют друг другу; линия со стрелкой – симпатизируют без взаимности; пунктир – взаимная антипатия; пунктир со стрелкой – антипатия без взаимности.

Вариант для младших школьников и дошкольников:
Используются фотографии всех детей с группы. Вместо социограммы подготавливается: сказочный дворец, большой красивый дом, бревенчатая изба, избушка на курьих ножках. Исследования проводятся индивидуально с каждым ребенком. Нужно распределить фотографии по домикам.

23)Профессиональная компетентность педагога-психолога
Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения. Принцип профессиональной компетентности — один из главных этических принципов работы педагога-психолога Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам.

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение.
2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консультирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена.

4. Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки

5. Еще один результат соблюдения данного принципа - отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок

6. Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора

25) Межличностный конфликт, особенности поведения личности в конфликте.
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

26) Конструктивные способы поведения в конфликте.
Основные стили поведения
В условиях социального конфликта К.Томас выделяет два основных стиля поведения:
• «Настойчивость» (от англ. assertiveness – напористость, самоуверенность), характеризующийся, прежде всего, защитой собственных интересов.
• «Сотрудничество» (от англ. cooperativeness), который подразумевает внимательное отношение субъекта к интересам других участников конфликта.
Пять стратегий поведения в конфликте
Соответственно двум основным стилям поведения выделяются следующие способы реагирования в конфликте:
• Соперничество / Соревнование (+Настойчивость, -Сотрудничество) — неэффективный, однако часто применяемый стиль поведения в конфликтах, выражающийся в стремлении добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других.
• Избегание (-Настойчивость, -Сотрудничество) — уход от конфликта, подразумевающий как уклонение от сотрудничества, так и отказ отстаивать собственные интересы.
• Приспособление (-Настойчивость, +Сотрудничество) — пренебрежение собственными интересами ради интересов других.
• Компромисс (±Настойчивость, ±Сотрудничество) — соглашение между конфликтующими сторонами, достигаемое путем взаимных уступок.
• Сотрудничество / Кооперация (+Настойчивость, +Сотрудничество) — альтернативное решение конфликта, (полностью) удовлетворяющее интересам всех конфликтующих сторон.
ЕСЛИ КОНФЛИКТ ВСЕ ЖЕ ВОЗНИК:
1. Вступая в диалог, попробуйте использовать метод "Я - высказывания" по следующей схеме:
а. Опишите ситуацию, вызвавшую напряжение,
б. Точно назовите свои чувства, возникающие в этой ситуации:
в. Назовите причину, по которой это происходит:
2. Следите за своими интонациями, жестами и выражением лица. Соблюдайте такую дистанцию, чтобы и Вы, и Ваш оппонент чувствовали себя спокойно. Не отворачивайтесь от собеседника, не показывайте всем своим видом, что Вам безразлична его точка зрения. Постарайтесь не кричать, а говорить спокойным тоном и т.д.
3. Во время разговора используйте навыки активного слушания, в частности
- полностью сфокусируйте свое внимание на говорящем и старайтесь не отвлекаться;
- иногда повторяйте своими словами то, что говорит собеседник, пытаясь как можно точнее передать смысл сказанного ("Правильно ли я понял, что…");
- не давайте советов и не критикуйте;
- не притворяйтесь, что Вы поняли, если этого не произошло - лучше уточните, переспросите ещераз;
- не перескакивайте с одной темы на другую;
- постарайтесь создать атмосферу сочувствия - другими словами, встаньте на место Вашего оппонента и посмотрите на ситуацию его глазами.

27) Условные стадии развития конфликта и управление межличностным конфликтами.
Начало конфликта определяется первыми актами противодействия сторон.
Считается, что конфликт начался при условии одновременного наличия трех условий:
первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действия - физические движения, передача информации);
второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
оппонент начинает соответствующие действия против первого участника.

В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.
1) Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:
возникновение объективной проблемной ситуации;
осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
возникновения предконфликтной ситуации.

2)Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает:
инцидент;
эскалацию конфликта;
сбалансированное противодействие;
завершение конфликта.

3) Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений.

28) Малая группа, как социально – психологический феномен.
МАЛАЯ ГРУППА – ограниченная по составу общность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Признаки
1.наличие 2-ух и более людей.
2.налич-е общей цели и совместной деятельности
3.осущ-е определенных контактов и общение между людьми.
4.формир-е групповых норм, ценностей.
5.наличие достаточного временного взаимного существования людей.
6.наличие системы власти.
7.хар-но переживание общих чувств.
8.участники группы осознают своё членство в ней
Классификация:
▪ слаборазвитые и высокоразвитые
▪ первичные (непосредственные контакты) и вторичные группы (группа без непосредственных контактов)
▪ формальные - создают руководство, позиции всех членов группы чётко определены. В основе таких групп: приказы, уставы, распоряжения
▪ неформальные – спонтанно образованные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. В основе их образования лежат эмоции.
▪ группы членства - группы, в которых люди включены в реальную жизнь и осуществляют совместную деятельность
▪ референтные группы - группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, предпочтения, симпатиях и антипатиях
▪ реальные, воображаемые, позитивные, негатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: