Современная белорусская экономика, по определению ООН, имеет переходный
характер - от централизованно планируемой к рыночной.
Программа «Основные направления перехода к рынку» была разработана
Правительством и одобрена Верховным Советом СССР.
В ней
Выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита
Государственного бюджета, прежде всего, за счет повышения цен.
Программа предусматривала также индексацию
Доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы
Переподготовки рабочей силы и другие меры социальной защиты населения.
Упор сделан на изменения отношений собственности, на
Разгосударствление и приватизацию как главном содержании перехода к рынку.
Совокупный спрос и факторы его определяющие.
Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.
|
|
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
факторы, влияющие на совокупный спрос:
- благосостояние потребителей;
- налоги;
- субсидии;
- колебания валютных курсов и т.д., все, что воздействует на потребительскиерасходы.
Совокупное предложение и факторы вызывающие его изменения
Предложение - это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода.
ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (неценовые детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина предложения при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая предложения. В этом случае обычно говорят о смещении кривой предложения. При росте предложения кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят: