Философско-теологические и правовые аспекты властвования

В основе возникновения государства у Августина Блаженного особый взгляд на природу человека. Он говорит, что человек - существо греховное, и реальное государство существует как наказание за первородный грех, за прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Поэтому Августин выделяет два вида земных государств:

- одно государство как организация насилия по отношению к человеку. Начинается с братоубийцы Каина, убившего Авеля.

- другие государства берут начало от Авеля, это государства христианские, власть основывается на заботе о подданных.

Форма государства

К форме государства Августин проявляет некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы. Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки. Что касается правильности форм, то есть таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтение ни одной из них. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость.

Отношения церкви к государству, духовной власти к светской - главная проблема, занимавшая Августина. По его мнению, светская и церковная власть различны и каждая обладает суверенитетом. При этом церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Как бы высоко он не ценил значения "града божьего" и роли церкви в обществе, он не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. Главное в его учении - именно разделение двух властей.

Государство как система господства.

Августин обосновывал и оправдывал существование социального неравенства. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать всегда. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; оно является системой господства одних людей над другими; Человек – объект господства. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: