Блаженный Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди»; «О троице», и «О граде божьем». Последний трактат считается главным произведением Августина, т.к содержит его историко-философские и политико-правовые взгляды.
«О граде божьем»
Поводом для написания послужило взятие Рима остготами в 410 г. Это шокировало интеллектуальный Рим. Начались поиски причин поражения: часть населения обвинило христианство, ведь пока была языческая религия, никто Рим не покорял. В ответ Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности. Так он развивает идею о двух градах.
В качестве "града земного" и "града божьего" у него выступает два противоположных вида человеческих общностей, их отличие в направленности любви.
"Град земной", в понимании мыслителя, - это светское государство (церковь отделена от государства). В основе "града земного" лежит борьба людей за материальные блага, за приоритет личных интересов над общественными. Отличительной чертой граждан "града земного" выступает любовь к себе, доведенная "до презрения к богу".
"Град божий" - это духовная общность "божьих избранников", праведников, расселенных по миру между неправедниками. Члены "града божьего" с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно. Их жизнь основана "на любви к богу, доведенной до презрения к себе". Представителей града божьего отличает готовность стойко переносить тяготы и лишения, способность к самопожертвованию и служению богу.
Эти два града развиваются параллельно, переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.
Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимыми по второму пришествии бога.