Макроскопическое исследование. При макроскопическом исследовании обращают внимание на количество, консистенцию, форму, окраску, запах, а также наличие пищевых остатков, патологических продуктов (слизь, кровь), посторонних тел и паразитарных элементов. Наибольшую часть фекальных масс составляют продукты, выработанные пищеварительным трактом или его железами. Они составляют ¼ сухого остатка стула у нормального человека. Непереваренные или частично переваренные остатки пищи в форме клетчатки представляют собой лишь 1/3 всего количества кала.
Микроскопическое исследование. Мышечные волокна, если они подвергались перевариванию, то приобретают форму овальных фрагментов с закругленными концами и не имеют поперечной исчерченности. Из-за присутствующей в них желчи они окрашены в желтый или золотисто-желтый цвет.
Число мышечных волокон в препарате в определенной степени зависит от количества принятого с пищей мяса. Избыток в препарате мышечных волокон может объясняться тремя основными причинами: гипосекрецией желудка, недостаточностью сока поджелудочной железы и ускоренным транзитом пищевых масс по желудочно-кишечному тракту.
|
|
Нейтральный жир встречается в небольших количествах в нормальном стуле. Он имеет форму прозрачных капель желтоватого цвета вследствие наличия в них желчи.
Жирные кислоты встречаются в форме тонких и длинных игл длиной 8-30 мкм, расположенных в виде аморфных скоплений. Наличие повышенных количеств нейтральных жиров свидетельствует о панкреатической недостаточности. Обилие жирных кислот – о недостаточности внешнесекреторной функции печени или нарушении всасывания жира в тонкой кишке. На расстройство всасывания указывают и мыла, обильно появляющиеся в стуле за счет ускоренного кишечного транзита.
Крахмал легко выявляется, окрашиваясь в темно-синий цвет, если не подвергается перевариванию, и в фиолетовый или красный, - если переварен. Связанный и аморфный крахмал по мере переваривания в пищеварительном тракте теряет свой темно-синий цвет, становясь более светлым, а затем красным. При углеводистой диете крахмал обычно в той или иной форме обнаруживается в кале здорового человека. Большое количество крахмала при обычной диете указывает на недостаточное его переваривание. Наличие крахмала в фекалиях обычно объясняют или панкреатической недостаточностью или, в большей степени, ускоренным кишечным транзитом.
Клетчатка выявляется в двух формах – перевариваемой и неперевариваемой. Перевариваемая клетчатка представлена оболочкой растительных клеток различной формы и размеров. Единственным видом клетчатки, который подвергается частичному расщеплению в результате действия микробной флоры ободочной кишки, является клетчатка крахмалистых веществ и моркови. У человека в желудочно-кишечном тракте нет ферментов, которые расщепляют клетчатку.
|
|
Клетчатка, подвергшаяся процессам микробной ферментации в ободочной кишке, не должна обнаруживаться в изобилии в фекальных массах. Ее присутствие в форме перевариваемой клетчатки объясняется быстрым транзитом в просвете ободочной кишки.
Элементы кишечного происхождения. Среди них в кале наиболее часто встречаются слизь, эпителиальные клетки, эритроциты и лейкоциты. Значительное количество слизи, как правило, встречаются при воспалительных заболеваниях толстой кишки. Эпителиальные клетки встречаются в виде цилиндрических клеток, их наличие указывает на обильное слущивание эпителия при воспалительных процессах в кишечнике.
Наличие эритроцитов свидетельствует о желудочно-кишечном кровотечении при ускоренном транзите. Присутствие в фекальных массах небольшого количества лейкоцитов не имеет диагностического значения. Большое их число указывает на воспалительный или язвенный процесс дистальных отделов пищеварительного тракта.
Химические исследования. Среди анализов, осуществляемых в этих целях, наиболее часто применяют следующие:
1. рН кала;
2. реакция на скрытую кровь;
3. определение желчных пигментов, жира, аммиака, органических кислот растворимой слизи и экссудативных протеинов.
Клинический диагноз: согласно принятой классификации с учетом дополнительных лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Проведение занятия в тематическом учебном классе. Разбор особенностей этиологии, патогенеза, клиники и лечения конкретного больного. Указать основные методы обследования больного, обосновать необходимость их назначений, основные показания и противопоказания к применению.
Заключительная часть занятия: контроль полученных знаний - тестовый контроль.