Определение уровня подготовки студентов

ГБОУ ВПО СОГМА

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра внутренних болезней № 4.

Зав. каф. д. м. н. п р о ф е с с о р АСТАХОВА З.Т.

Методические указания для проведения практического занятия

со студентами 6 курса лечебного факультета по теме:

Клиническая интерпретация данных

Дополнительных МЕТОДОВ исследований

В диагностике заболеваний легких.

(продолжительность занятия 4 часа)

Владикавказ - 2014 год.

Методические указания для проведения практического занятия со студентами 6 курса леч ебного факультета по теме:

Клиническая интерпретация данных дополнительных МЕТОДОВ исследований в диагностике заболеваний легких.

ЦЕЛЬ: сформировать умения по проведению и интерпретации результатов различных исследований пациентов с заболеваниями органов дыхания.

Задачи: научиться методам обследования функционального состояния легких, инструментальной диагностике, анализу данных функционального и инструментального обследования больных с заболеваниями органов дыхания.

МОТИВАЦИЯ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ.

В последнее время отмечается тенденция к росту в структуре общей заболеваемости болезней органов дыхания. Так, в структуре хронических профпоражений 66,3% составляют заболевания органов дыхания от пыли. Отмечается рост заболеваемости хроническими обструктивными болезнями легких и бронхиальной астмой, что с одной стороны связано с улучшением диагностики данных нозологических форм. В связи с этим в системе профилактических осмотров введено скрининговое исследование функции внешнего дыхания – спирографии. В своей практике с больными, имеющими нарушение функции внешнего дыхания в качестве основного заболевания или сопутствующей патологии, могут встретиться врачи различных специальностей. При этом, состояние функции внешнего дыхания может существенно изменить лечебную тактику. Поэтому врачам разных специальностей необходимо иметь представление о показателях, отражающих состояние функции внешнего дыхания, а также уметь оценить основные спирографические графики, которые могут дать ценную информацию еще до того, как анализу подвергнутся численные значения, отражающие состояние трахеобронхиального древа на разных его звеньях.

Определение уровня подготовки студентов.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: условия назначения (показания и противопоказания), технику выполнения диагностических процедур у больных с различными патологическими процессами в легких.

2. После изучения темы: условия назначения (показания и противопоказания), технику выполнения диагностических процедур, уметь анализировать полученные результаты функционального и инструментального обследования больных с различными патологическими процессами в легких.

Студент должен уметь: провести обследование пациента с различной патологией респираторного тракта (техника исследования системы внешнего дыхания и ее функций, анализ и разбор данных исследования системы внешнего дыхания при различных вариантах нарушений ее функций, анализ ЭКГ при перегрузке правых отделов сердца, разбор данных эндоскопического исследования при различных патологиях бронхов, анализ рентгенограмм при различных патологиях дыхательной системы, функциональные пробы, характеризующие состояние респираторной функции и наличие гиперреактивности бронхов), оценить данные полученных исследований, поставить предварительный диагноз, принять решение о дальнейшем ведении пациента или о направлении пациента к соответствующим специалистам.

Контрольные вопросы:

1. Физиологические механизмы дыхания и их нарушения:

- механика дыхания, легочные объемы и емкости, альвеолярная вентиляция, легочный кровоток и вентиляционно-перфузионные отношения, диффузия газов в легких, газы крови и кислотно-основное состояние

- регуляция бронхиальной проходимости в норме и при патологии,

- патофизиологические клеточные и субклеточные механизмы регуляции бронхиальной проходимости, патофизиологические механизмы обструкции бронхов,

- исследование системы внешнего дыхания и ее функций

- анализ ЭКГ у больных пульмонологического профиля,

- общеклинические лабораторные, микробиологические, вирусологические, иммунологические,биологические, цитологические методы исследования.

2. Инструментальные методики:

- эндоскопические исследования: бронхоскопия, торакоскопия, медиастиноскопия,

- методы биопсии в пульмонологии,

- рентгенологические методы исследования: традиционные и рентгенконтрастные методики,

- радиологические исследования.

Методические указания (структура и хронометраж). Продолжительность занятия 6 часов.

- 8 ч. 30 мин – 8 ч. 35 мин. – вступительное слово преподавателя.

- 8 ч. 35 мин. – 9 ч. 30 мин. – контроль и оценка уровня знаний.

- 9 ч. 30 мин. – 10 ч. 30 мин – курация больных в пульмонологическом отделении.

- 10 ч. 30 мин – 11 ч. 30 мин – клинический разбор осмотренных больных

- 11 ч. 30 – 12 ч. 30 мин. – семинар по теме.

Практическое задание для студентов:

- провести исследование системы внешнего дыхания и ее функций, проанализировать данные исследования системы внешнего дыхания при различных вариантах нарушений ее функций,

- провести анализ ЭКГ при перегрузке правых отделов сердца,

- разобрать данные эндоскопического исследования при различных патологиях бронхов,

- произвести анализ рентгенограмм при различных патологиях дыхательной системы,

- провести функциональные пробы, характеризующие состояние респираторной функции и наличие гиперреактивности бронхов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: