Типичные стадии психологического консультирования (более подробное пояснение стадий дано ниже)

Человек обращается за помощью.

Если клиент подразумевает, что консультант или некое третье лицо ответственно за то, что он оказался на приеме, то в этой ситуации чуть ли не единственными приемами психотерапии станут внушение и советы. Если клиент обратился за помощью не по собственной инициативе, то задачей консультанта на первой стадии является, используя прием формирования взаимоотношений, создать заинтересованность в продолжении консультирования.

2. Объяснение особенностей психологического консультирования.

На данном этапе клиенту дают понять, что консультант не имеет ответов, но что ситуация консультирования сама по себе обеспечивает клиенту возможность при поддержке консультанта выработать собственное решение его проблемы.

Эмоциональное высвобождение.

Консультант стимулирует свободное проявление чувств, связанных с проблемой: враждебности, беспокойства, тревожности, амбивалентности, нерешительности, чувства вины и других обычно сдерживаемых эмоций. Эмоциональное высвобождение способствует инсайту.

4. Распознавания и принятия клиентом своих негативных чувств.

Консультант стремится своими словами или действиями создать атмосферу, в которой клиент мог бы осознать свои негативные чувства и принять их как часть самого себя, вместо того, чтобы проецировать их на других или скрывать их с помощью защитных механизмов.

Проявление позитивных чувств у клиента.

По мнению К. Роджерса, после полного выражения негативных чувств у клиента наблюдается проявление позитивных импульсов, которые способствуют росту индивида в ходе консультирования. Чем сильнее и глубже выражение отрицательных чувств (при условии, что они осознаются и принимаются), тем больше вероятность последующего проявления положительных чувств – любви, самоуважения, социальных импульсов, стремления к зрелости и других.

Принятие консультантом позитивных чувств клиента.

В восприятии позитивных переживаний нет ни одобрения, ни похвалы. Они также, как и отрицательные чувства, принимаются как часть личности, без морализаторства. Это не дает возможность клиенту переоценить свои позитивные чувства. Именно такой подход способствует возникновению инсайта.

Самопонимание и самопринятие клиентом (инсайт).

На этом этапе клиент знакомится со своим новым Я. Он осознает себя в новом обличье и принимает себя таким каков он есть на данном этапе его личностного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: