Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание

Самым трудным, чему нужно научиться в процессе консультирования, - это искусство чутко воспринимать и реагировать на выражении чувства клиента, в отличие от внимания исключительно к смысловому аспекту информации. Здесь имеется разнообразие возможных реакций консультанта:

— консультант может вслед за клиентом еще раз проговорить высказанное его отношение к чему-либо, проясняя таким образом его чувство и давая ему осознать, что его понимают (клиент: «Я испытываю чувство вины»; консультант: «Вы испытываете чувство вины»);

— консультант может попросить уточнить особенности испытываемых клиентом чувств («Ты его сильно не любишь?» К: Я их всех ненавижу! Терапевт: кого Вы имеете ввиду?)

— консультант может высказать предположения в отношении переживаемых клиентом чувств («Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает»).

Реагирование на негативные эмоции.

Особенно важна в консультировании работа с негативными эмоциями клиента, которые и составляют основу его личностной проблемы.

Любому консультанту, по-видимому, не составит особого труда признать враждебные установки клиента, направленные на других – на сослуживцев, родителей, учителей, соперников или врагов.!!!!! Однако, если выражаемые клиентом эмоции направлены на самого себя или на консультанта, у последнего обычно возникает желание или защитить его, т.к. он ему симпатизирует, или защищать и оправдывать себя как консультанта. Однако процесс консультирования будет более эффективен, если консультант поможет клиенту выразить всю полноту негативных эмоций, которые испытывает клиент, вне зависимости от того, на кого они направлены. В этих случаях он может рассматривать свои функции в качестве зеркала, которое показывает клиенту его подлинную сущность, дает ему возможность с помощью этого нового восприятия осознать самого себя.

!!!! Необходимо отметить, что клиент будет испытывать негативные чувства вне зависимости от того, насколько интеллектуально он будет их объяснять и оправдывать или принимать эти объяснения и оправдания со стороны консультанта. Поэтому консультант окажет ему более радикальную поддержку, если поможет ему открыто встретить эти чувства, признать их таковыми, какие они есть на самом деле, и допустить их существование. Тогда, когда он исчерпает свои негативные оценки, он способен рассматривать себя более адекватно и находить в себе больше позитивных чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: