Анализ труда показывает, что их условия труда по психической нагрузке, зачастую, являются напряженными, т.е. вредными: 3 класса – 1 степени (3.1.), а иногда и 3 степени (3.3.).
Область деятельности операторов многогранна: операторы технологических линий на промышленных предприятиях, диспетчеры энергосистем, на гидро- или теплоэлектростанциях и т.д.
Основной функцией операторов является постановка и решение задач. Важной особенностью выполняемой ими работы является возможность постоянно совершенствовать принимаемые решения. Часто оператору приходится работать в условиях дефицита времени, что создает высокую напряженность его деятельности.
Поэтому операторы должны обладать избирательностью и устойчивостью внимания. Они должны иметь хорошую оперативную память. Кроме того, на соответствующем уровне у них должно быть развито оперативное мышление.
Для количественной и качественной оценки психических свойств (качеств), важных для профессиональной деятельности оператора, могут быть применены методики, сравнительно близко воссоздающие картину операторского труда: избирательность внимания – тест «Кольца Ландольта»;
избирательность внимания – тест «Кольца Ландольта»;
устойчивость внимания – тест «Куб Линга»;
оперативную память – тест «Счет вперед и обратно»;
Применение данных методик апробировано в производственных условиях и получены удовлетворительные результаты.
Общую оценку операторских возможностей человека можно осуществить, используя данные табл. 1.
Таблица 1. Бальная оценка операторского труда.
| Уровень развития профессионально важных свойств оператора | Избирательность внимания | Эмоциональная устойчивость | Оперативная память | Оперативное мышление |
| Высокий | 8 - 10 | более 45 | 13 - 17 | 8 – 10 |
| Средний | 4 - 7 | 31 – 45 | 10 – 12 | 5 – 7 |
| Низкий | менее 4 | менее 31 | менее 10 | менее 5 |
Примечание. Методики определения баллов для оценки операторских способностей человека приведены в тестах 5-9 приложений 7-11.
Данные табл. 1 показывают, что если оценки (баллы), полученные в результате тестирования, лежат в основном в области низкого уровня развития профессионально важных свойств, то обследуемый человек мало пригоден для работы в качестве оператора.
Если результаты тестирования говорят о среднем уровне операторских способностей человека, то следует вывод о том, что этот работник вполне может выполнять операторские функции.
Протестированные работники, получившие высокую оценку своих операторских способностей, могут направляться администрацией на более сложную и ответственную работу.






