Содержание практических занятий по дисциплине
«Методы социально-психологического воздействия»
Тема 1. Внушение как эмоционально-волевое воздействие
1. Внушение – как метод воздействия.
2. Особенности восприятия информации.
3. Ситуации и обстоятельства, повышающие эффективность внушения.
4. Феномен контрсуггестии как защита от суггестивного воздействия.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003
2. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2001. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. – М., 2001.
4. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 2001.
Тема 2. Психологические модели убеждающего воздействия
1. Убеждение – как метод воздействия.
2. Основа разъяснения и убеждения
3. Обстоятельства, повышающие эффективность убеждения.
4. Ситуации, не позволяющие использовать механизм убеждения.
5. Модели убеждающего воздействия.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003
2. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2001. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. – М., 2001.
4. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 2001.
Тема 3. Психологическое заражение. Паника
1. Психологическое заражение как механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий.
2. Усиленное воздействие через заражение – паника.
3. Обстоятельства, приводящие население к панике.
4. Массовая, индивидуальная паника.
5. Роль паники в развитии общества.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003
2. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2001. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. – М., 2001.
4. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 2001.
Тема 4. Психология подражания
1. Понятие подражание, его специфика, виды, законы.
2. Концепция Г.Тарда о роли подражания в обществе.
3. Групповые нормы и ценности, общественный прогресс, социальные конфликты как результат подражания.
4. Основные способы подражания и их проявление в ситуации массового поведения.
5. Взаимосвязь механизма подражания с механизмами заражения и внушения.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003
2. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2001. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. – М., 2001.
4. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М., 2001.
Тема 5. Технология эффективного воздействия
1. Базовые принципы воздействия.
2. Осознаваемые и неосознаваемые воздействия.
3. Сопротивление. Обход сопротивления. Внимание и возможности воздействия.
4. Эмоциональный контекст общения. Позитивное мышление и позитивное высказывание. Резонанс слов. Отработка позитивной речи.
5. Банальность как... метод воздействия.
6. Логика и алогизм. Использование составных речевых конструкций.
7. Две стороны ложного выбора. Речевые конструкции «связывания».
8. Подразумевание и предвосхищение. Их психологическая природа, конструирование, способы использования.
9. Перечисление возможностей как метод воздействия.
10. Умолчание как метод воздействия.
Литература:
1. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.
2. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.
3. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2001. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
4. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.