Основные понятия и классификация методов

Методы и средства воспитания

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Методы воспитания - совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. (И.Ф.Харламов)

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят:

  • виды деятельности (труд, игра, учение, общение),
  • материальные предметы,
  • произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь, СМИ, мультимед. средства и т.д.)

природа.

К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы. Средства - более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на "вы" с учеником, когда ему делают замечание.
Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. - это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы - одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский).

1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем.

2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности.

3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: