Тема 3.
Организация социологических исследований, методы сбора и анализа социологической информации.
1. Организация социологических исследований.
2. Программа социологического исследования.
3. Методы сбора и анализа социологической информации.
4. Прогнозирования социальных явлений и процессов.
Организация социологических исследований.
Социологическое исследование - это система логически последовательных металогических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверную информацию о те социальные явления или процессы, изучаемые о тенденциях или противоречия их функционирования и развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике социального управления различными сферами общественной жизни.
В проведении социологических исследований выделяют четыре последовательных, логически и содержательно взаимосвязанных этапа:
1. Подготовительный. Заключается в выработке программы и инструментария - бланка анкеты, интервью, бланка фиксирования результатов наблюдения, анализа документов и т.д.
|
|
2. Сбор первичной социологической информации. Происходит с помощью опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента.
Упорядочение и обработка собранной информации.
Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулировка выводов, разработка рекомендаций.
Специфика каждого из этапов определяется конкретным видом социологического исследования. Их выделяют в зависимости от взятых за основу критериев. Важнейшими из них являются цель исследования, глубина нужного анализа, метод сбора первичной социологической информации, объект исследования, сроки проведения, отношения между заказчиком и исполнителем, сфера социальной действительности, которую изучают.
По цели выделяют:
- фундаментальные исследования - направленные на установление и анализ социальных тенденций, закономерностей развития и связанные с решением сложных проблем общества;
- прикладные исследования - нацелены на изучение конкретных объектов, решения определенных социальных проблем;
По глубине анализа выделяют:
- поисковые исследования - по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект и предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным. Охватывают небольшие совокупности, имеют упрощенные программу и инструментарий. Чаще всего используют как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации относительно объекта и предмета исследования, уточнение гипотез и т.п.;
|
|
- описательные исследования - призваны создать относительно целостное представление об изучаемых явлениях, процессах. Проводят в соответствии с полной программы, применяя четкий, детально разработанный инструментарий, в основном тогда, когда объектом анализа является относительно большое сообщество людей, с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками. По структуре, набором процедур являются значительно более сложными от поисковых исследований;
- аналитические исследования - заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их. Подготовка аналитического социологического исследования требует значительных усилий, профессионального мастерства исследователя - аналитических способностей, умение интерпретировать и анализировать сложную социологическую информацию, делать взвешенные выводы.
По методу, применяемому в социологическом исследовании, выделяют опроса и анализ документов, социологическое наблюдение, социологический эксперимент.
По затратам времени выделяют
- долгосрочные (сроки проведения - от 3 и более лет), среднесрочные (от 6 месяцев до 3 лет),
- краткосрочные (от 2 до 6 месяцев),
- и экспресс - исследования (от 1-2 недель до 1-2 месяцев).
Учитывая тип отношений между заказчиком и исполнителем, социологические исследования бывают госбюджетными и хозрасчетными. Госбюджеты выполняют исследования по заказу государственных учреждений, оплачиваются ими; хозрасчетные - на заказ отдельных предприятий, организаций, фирм, которые и оплачивают их выполнения.
В зависимости от способа исследования объекта (в статике и динамике) выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Разовое исследование информирует о состоянии объекта, его количественные, качественные характеристики на момент исследования, отражает "моментальный срез" социального явления. Данные, которые воспроизводят изменения объекта, их направления и тенденции, могут быть получены только с помощью повторных исследований, которые проводят через определенные промежутки времени. То есть повторные исследования проводят несколько раз в течение определенного времени на основании единой программы и инструментария. Среди повторных исследований выделяют панельные (исследуют изменения одного и того же объекта в течение определенного времени, при этом обязательным является сохранение одинаковой выборки), трендовые (исследуют изменения в течение определенного времени на том же объекте без соблюдения выборки), когортные (исследуют специфические социальные совокупности - когорты - на протяжении определенного времени).
Относительно объекта познания действительности выделяют социологические исследования в сфере управления, промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, политики, культуры, здравоохранения и т.д.