Качественный и количественный анализ опасностей

Классификация опасностей.

Результат взаимо­действия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровож­дающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Определяют негативный результат взаимодействия опасности — нега­тивные воздействия, внезапно возникающие, периодически или по­стоянно действующие в системе «человек — среда обитания».

Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, спо­собное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей под­вергается человек, природная среда, материальные ценности. Источ­никами (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей.

Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасностей — вредных и травмирующих факторов, отрицатель­но воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Перефразируя аксиому о потенциальной опасности, сформулиро­ванную О.Н. Русаком в работе, можно констатировать: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компо­ненты среды обитания, прежде всего технические средства и техноло­гии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов.

Все опасности классифицируют по ряду признаков, а именно:

Признак классификации опасностей Вид (класс)
По видам источников возникновения Естественные Антропогенные Техногенные
По видам потоков в жизненном пространстве Энергетические Массовые (концентрационные) Информационные
По величине потоков в жизненном пространстве Допустимые Предельно допустимые Опасные
По моменту возникновения опасности Прогнозируемые Спонтанные
По длительности воздействия опасности Постоянные Переменные, периодические Кратковременные
По объектам негативного воздействия Действующие на человека Действующие на природную среду Действующие на материальные ресурсы Комплексного действия
По количеству людей, подверженных опасному воздействию Личные Групповые (коллективные) Массовые
По размерам зоны действия Локальные Региональные Межрегиональные Глобальные
По видам зоны действия Действующие в помещениях Действующие на территориях
По способности человека идентифицировать опасности органами чувств Ощущаемые Неощущаемые

В общую номенклатуру в алфавитном порядке вклю­чаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная тем­пература воздуха, аномальная влажность воздуха, ано­мальная подвижность воздуха, аномальное барометри­ческое давление, арборициды, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрыв­чатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машины, высота, газы, гербициды, глубина, гиподина­мия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности, дина­мические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предме­ты, едкие вещества, заболевания, замкнутый объем, из­быточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад, магнитные поля, макроорганизмы, медикаменты, метеориты, микроорга­низмы, молнии (грозы), монотонность, нарушение газо­вого состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточ­ная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, ору­жие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предме­ты (колющие, режущие), отравление, ошибочные дей­ствия людей, охлажденные поверхности, падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин к ме­ханизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль, рабочая поза, радиация, резонанс, скорость движения и вращения, скользкая повер­хность, снегопад, солнечная активность, солнце (сол­нечный удар), сонливость, статические перегрузки, ста­тическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое из­лучение, умственное перенапряжение, ураган, ускоре­ние, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоцио­нальный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др.

Качественный анализ опасностей проводят с целью выявления (идентификации) источников опасностей и их основных характе­ристик; определения повреждающих факторов, возникающих при действии опасности; выявления последовательности предпосылок (причин), приводящих к развитию процесса «опасность — причи­ны — нежелательные последствия», а также проведению анализа (оценке) этих нежелательных последствий. В ходе такого анализа выявляются источники повышенной опасности, определяются ма­ловероятные опасности, в случае реализации которых могут воз­никнуть и серьезные последствия, а также практически не осуще­ствимые опасности. Параллельно выбирают контрмеры, препят­ствующие реализации триады «опасность — причины — желатель­ные последствия».

Идентификацию опасностей проводят на основе системного анализа. Системой называют целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, что достига­ется определенный результат (цель). Целостность системы озна­чает, что она выступает относительно окружающей среды и вос­принимается как нечто единое. Признаком системности является структурированность, взаимосвязанность частей, составляющих систему, подчиненность организации всей системы определенной цели. В большинстве случаев деятельность человека системна, поскольку направлена на достижение поставленной цели, пред­принимая для этого различные промежуточные действия.

Систему можно разбить на составляющие ее элементы подси­стемы первого уровня, которые в свою очередь можно разделить на подсистемы второго уровня и т.д. Графически такую систему можно представить в виде графа (дерева), состоящего из подсистем различного уровня. Понятие элемента или подсистемы является условным и относительным, так как любой элемент в свою очередь всегда можно рассматривать как совокупность других элементов. Любая система, таким образом, может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположены в порядке подчиненности, т.е. имеет иерархическую структуру.

Системный анализ — это совокупность методологически средств, в основе которых лежит разделение сложных систем) на составные элементы, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае — безопасности.

Цель системного анализа безопасности — выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Качественному анализу изучения опасности вначале предшествует общий (предварительный) анализ, схема которого приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура общего (предварительного) анализа опасностей.

При проведении общего (предварительного) анализа опасностей изучают основные параметры исследуемой системы, структуру и процессы, протекающие в ней. Рассмотрим этот процесс на примере технических (производственных) систем, в которых наш больший вклад в аварийность и травматизм вносят такие источники опасности, как электросиловое оборудование, средства хранения сжатых газов, токсичные, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также подвижное технологическое оборудование. Особое внимание при проведении общего анализа здесь уделяется именно этим источникам опасности. Далее проводят идентификацию возможного (потенциального) нежелательного события и рассматривают основные причины (предпосылки), способные привести к его возникновению, а также анализ вероятности неблагоприятных последствий.

Изучение причин возникновения нежелательных событий (причинно-следственный анализ) начинают с определения источников опасностей, конкретных предпосылок, повлекших возникновение указанных происшествий. Кроме того, определяются возможные предупредительные мероприятия, предотвращающие не желательные события.

В технических системах нежелательные события чаще всего обусловливаются последовательностью событий — предпосылок (причинная цепь) следующего вида:

- ошибка человека или отказ технологического оборудования, а также недопустимое внешнее воздействие;

- случайное появление опасного фактора в какой-либо части пространства;

- неисправность и отсутствие предусмотренных на этот случай средств защиты или неточные действия людей в данных условиях;

- воздействие опасных факторов на незащищенные элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I — предварительный анализ опасности (ПАО).

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исклю­чить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III — анализ последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: