Основные черты буддийской философии

Древняя индийская философия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возникает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных иноземных воздействий. Для Древней Индии характерна близость философии и религиозной деятельности. И большинство школ представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Одна из школ древнеиндийской философии – это буддизм. Буддизм — это религиозное философское учение, распространившееся в Индии после VI в. до н. э., затем в Китае, Юго-Восточной Азии. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма(ограничение и подавление желаний) и путем удовольствия. Срединный путь — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана (успокоение). Будда сформулировал четыре благородные истины: 1. Земная жизнь есть страдание. 2. Страдания имеют причину. Причина страданий — в желаниях. 3. От страданий можно избавиться. 4. Путь освобождения от страданий — восьмеричный путь.</div><div>Это план личностного самосовершенствования, целью которого является нирвана, великое освобождение. Этот путь предусматривает соблюдение следующих принципов: 1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредоточение.

Сократ

Бόльшую часть жизни Сократ провел в дискуссиях и спорах на афинской Агόре. Сократ не оставил после себя письменных сочинений. Основные источники, сообщающие его идеи и его биографию, – сочинения Платона, Ксенофонта, Аристофана, Аристотеля. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности. Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирождено человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод- метод достижения истины через обнаружение и преодоление противоречий, содержащихся в частных мнениях. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она – подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни. Сократ: 1) закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии; 2)поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий; 3) связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм). В целом – впервые открыл и продемонстрировал рефлексивную (самоисследующую, критичную) природу философского знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: