Основные принципы христианской самореализации

Попытка формулирования основных принципов, определяющих христианский путь самореализации, предпринята здесь без претензий на полноту и законченность. Необходимо отметить, что духовный опыт невозможно переложить на язык понятийных описаний без качествен­ных потерь. Данная попытка продиктована желанием представить опыт, крайне мало освоенный современной психологией.

Постоянное совершенствование личности.

Задача христианина «возделывать себя» заканчивается только со смертью тела. Процитируем не достаточно еще оцененную психологией «Исповедь» святого Августина: «Да, Господи, я работаю над самим собой, я стал сам для себя землей, требующей тяжкого труда и обильного пота» [Августин Аврелий, 1991, с. 252]. Истоком возможности христианской работы над собой служит вера и принятие Таинства Крещения. Как писал Си­меон Новый Богослов, «уверовавший в Сына Божия... кается в прежних грехах своих и очищается от них в Таинстве Крещения. Тогда Бог-Слово входит в крещеного как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя» [цит. по: Осипов А. И., 1995, с. 10].

Ответственность человека за свое развитие.

Следующие за Хри­стом призываются к совершенству Им Самим: «Будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Об ответственности человека за его ответ на свое призвание речь идет в Евангелии прежде всего в притчах. В частности, притча о талантах прямо говорит о том что приумноживший дары Божий получает еще, а «зарывший талант в землю» теряет его (Мф. 25, 14-30). Аналогичную концепцию развития способностей человека, в том числе духовных, излагает В. Д. Шадриков [1996]. Человек, останавливающийся в своем развитии, фактически отходит от Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).

Синергийность развития.

Этот термин, буквально обозначающий сложение энергий, в богословии означает сотрудничество человека с Божьей благодатью, ему посылаемой, в частности в Таинствах [Хоружий С.С., 1994]. Развитие личности христианина— это развитие во Христе, плод принимаемой Благодати. Благодать посылается от Бога, но ее принятие зависит от духовного состояния и воли личности: «Что­бы Таинства были действенны, то есть чтобы верующий сподобился получить благодать, он... должен приступать с особенным настроени­ем, проявить искреннее желание и полную готовность принять Таинст­во, сознать величие совершаемого и верить искренне» [Полный..., 1992, т. 2, с. 2140]. Господь говорит нам в Евангелии от Иоанна: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 4-5).

Необходимость покаяния, «умоперемены».

Возрастание человека во Христе — это путь постоянного покаяния, осознания собственно греховности. Грех в христианском богословии понимается и как разделение человека с Богом (и отпадение от Церкви), и как развращение, «порча» человека, то есть рассматривается не только как поступок, но и как изменение личности. «Согрешая против Бога, человек достигает только того, что губит самого себя. Бог дает нам законы не для Своего блага, а для нашего, «дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохра­нить нашу жизнь» (Втор. 6, 24)» [Словарь..., 1996, с. 243]. Поэтому по­каяние понимается в христианстве как «умоперемена». «В результате покаяния в человеке должен случиться нравственный переворот – (греч. «метавойа?) - перемена образа мыслей, душевное обновление, и должна появиться готовность искупать свои грехи молитвой и постом.... Прощение грехов кающемуся не только очищает, но и освящает его. Прощение грехов доступно всем: никакой грешник, принадлежащий к Церкви, не теряет права на него» [Ранние...,1988, с. 162]. Некоторые христианские духовные писатели пишут о таком духовном делании, как постоянное покаяние, помогающее никогда не впадать в осуждение других людей. Пример из отечника «Святые минуты» показывает, что неосуждение не означает невидения греха или равнодушия к нему: «Если человек достигнет того состояния, о котором сказал Апостол: «Для чистых все чисто» (Тит. 1, 15)... и увидит грехи брата своего, то праведность его поглотит их. Брат спросил: «Какая праведность его?» Старец отвечал: «Это всегдашнее обвинение самого себя» [Святые..., 1997, С. 150].

Христианская самореализация как путь человека к самому себе, путь наибольшей индивидуализации.

Жития святых, то есть людей, чей путь христианской самореализации известен и отмечен авторитетом Церкви, представляют собой бесконечное разнообразие биографий, где встречаются все профессии, темпераменты, национальности, особые обстоятельства жизни, иногда греховное прошлое, иногда жизнь, пол­ная героических добродетелей, различается также время прожитой жизни. Объединяет их только любовь к Богу и людям. «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем... чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне перед Богом и Отцем нашим в пришествии Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (Фее. 3, 12-13). Еще одно важное «условие» святости - смире­ние, отказ от эгоистического общения и эгоцентрического самоволия. «Возрастание каждого человека зависит от преуспеяния в единении со Христом: каждый должен умалиться, чтобы Христос возрастал в меру полного возраста: «доколе придем в единство веры и познания сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа» (Еф. 4, 13)» [Словарь..., 1996, с. 162]. Здесь с христианской концепцией соприкасается концепция гуманистической психологии, в частности, кажущееся парадоксальным высказывание Иисуса Христа «кто хочет душу свок» сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот об­ретет ее» (Мф. 16, 25) может быть понято с помощью известной в гу­манистической психологии дихотомии: быть - иметь [Фромм Э 1986]. В этом контексте «сберечь» может быть понято как «иметь»' иметь для себя, по отношению к собственной душе, а «потерять душу» ради Иисуса Христа означает «быть», то есть реализовываться. В раз­витии личности стремление «сохранить душу» для себя приводит к самодовольству и застою, а готовность «потерять душу» позволяет от­крыться для изменений, решать свои проблемы, идя на определенный риск неудачи, соглашаясь не «иметь» свою индивидуальность а «быть» аутентичным.

Возрастание христианина, происходящее в Церкви.

Слово «цер­ковь» употребляется в христианском богословии по крайней мере в трех смыслах: 1) храм, дом Господень; 2) собрание, созвание, то есть, говоря современным языком, организация, 3) мистическое тело Хри­ста, единство во Христе живых и усопших верующих во Христа, нахо­дящихся в общении (в последнем случае обычно пишется с прописной буквы) [Полный..., 1992, с. 23-27]. Возрастание христианина связано с понятием Церкви в этом третьем значении и имеет своим источником общение и принятие Таинств: Крещения, Евхаристии, Покаяния и дру­гих. Действие таинства Покаяния (исповеди) часто сопоставляется в психологической литературе с психотерапевтической сессией, что аб­солютно неправомерно. И цель, и смысл, и результат, и механизмы действия на человека здесь различны, есть некоторое сходство только во внешних формах. Процитируем немецкого духовного писателя И. Августина: «Замечено, что там, где забывают об исповеди, возника­ет спрос на услуги психологов и психоаналитиков....Психология мо­жет помочь человеку обнаружить собственные страхи, желания, раны, даже их источники, но она никогда не даст внутренних сил для того, чтобы человек смог принять свою жизнь так, как хочет Бог. Ведь ис­точником жизни и силы является его Творец и Господь....Пользуясь в случае необходимости помощью компетентных специалистов и ценя их усилия (сам Бог может действовать через них), необходимо, однако, ясно осознавать, что исцеление больной психики человека зависит от исцеления сердца» [Августин И., 1994, с. 238]. (Под «сердцем» здесь» соответствии с библейской традицией понимается духовный центр личности, целостность человеческого Я.) Повторим, что существует проблема «перевода» терминологии духовной литературы на язык пси­хологии, необходимого для осмысления концепций и использования знаний о человеке, имеющихся в этой сфере.

Подытоживая сказанное о принципах христианской самореализа­ции, необходимо отметить, что постоянным ориентиром духовного возрастания христианина является Царствие Небесное, главным образ­цом - личность Богочеловека Иисуса Христа, а также личности свя­тых. Внешние результаты возрастания проявляются в любви к ближ­нему, помощи ближним ради Христа, а не ради карьеры или по иным себялюбивым мотивам, в бескорыстном служении, видении в ближнем и самом себе образа и подобия Божия, в построении отношений с людьми, особенно близкими, на основе христианских нравственных требований и ценностей. «Христианин подражает Христу... кроткому, смиренному, милосердному... чистейшему, долготерпеливому, тру­дившемуся....Оттого все христианские добродетели... украшают душу христианина, а венец ее - внутренний мир, то есть лад всех сил души: воображения, памяти, разума, воли, совести, и покой ее в Боге» [Раз­мышления..., 1909].

Конечно, каждый человек, пришедший в церковь или знакомый с христианами, может видеть людей и отношения между ними, весьма далекие от описанных здесь. Это не должно служить основанием для разочарования в христианстве. Реальные люди, приходящие в церковь, имеют множество нерешенных проблем. Как отвечал Господь книжни­кам и фарисеям на упрек в том, что Он «ест с мытарями и грешника­ми»: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел при­звать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2, 16-17). Видя недостатки и нерешенные проблемы конкретных христиан, необходи­мо понимать, что христианское возрастание - не точка, а путь, и, по возможности, представлять, на каком отрезке этого пути находится человек. При этом в христианстве оценивается не «абсолютный ре­зультат», как в спорте, а именно путь, пройденный во Христе. Вспом­ним слова апостола Павла из послания к Филиппийцам: «Я... стрем­люсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус... Забывая задняя и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 12).

Естественно, объем данных заметок не позволяет рассмотреть все аспекты проблемы христианской самореализации. Значительный интерес для психологов представляет проблема помощи христианского психолога в затруднениях, возникающих в процессе христианской са­мореализации.

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Августин И. По великой милости Твоей. Киев, 1994.

Осипов А. И. Святые, как знак исполнения Божия обетования человеку // Русское возрождение. 1995. № 1 (62).

Позов Н. Основы древнецерковной антропологии: В 2 т. Мадрид, 1965-1966.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1992 (репринтное изд. 1910г.).

Размышления и исповедь кающегося грешника. 1909 (Афонский Русский Панте-леймоновский монастырь).

Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988.

Святые минуты. Примеры благочестия и добродетели, извлеченные из житий свя­тых. М.,1997.

Словарь библейского богословия. Брюссель, 1996.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

Хорумсий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1996.

(С. А. Черняева Христианская самореализация личности: предмет и основные проблемы

// Психологические проблемы самореализации личности. Выа. 4 – СПб., 2000, С. 193-200)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: