Определение предмета

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ

Постановка проблемы

Проблема самореализации личности в христианстве и ее психоло­гического описания особенно актуальна для современных российских условий. Христианская традиция в России была искусственно прерва­на, светила российской духовной жизни были практически лишены возможности влиять на общество. Появляющаяся в настоящее время литература более чем наполовину состоит из репринтных изданий книг, увидевших свет до 1917 года, и не отражает духовное развитие человека в условиях конца XX века. Одним из следствий этого являет­ся слабое психологическое осмысление самореализации личности в христианстве.

В массовом сознании христианство нередко связано с некоторой отсталостью, несовместимостью с развитием личности, несамостоя­тельностью и полной иррациональностью. Путь христианина пред­ставляется прибежищем для слабых людей, склонных к самообману, бездеятельных, избегающих решения проблем и, в общем, далеких от самореализации. В качестве доказательства того, что такое отношение к религии является «достижением» именно XX века, можно выбрать из множества русских пословиц и поговорок, собранных В. Далем, не­сколько пословиц, отражающих цель и основные направления христи­анской самореализации: «жить - Богу служить», «любящих Бог лю­бит», «никто не может, так Бог поможет», «доброму человеку - что день, то праздник», «и на милость разум нужен», «пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их».

Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно претендовать на полное психологическое осмысление христианской самореализации, поэтому здесь будет сделана попытка выявить и тезисно изложить не­которые ее основные принципы, исходя из христианской духовной литературы, и провести возможные параллели с литературой психологичесской.

Определение предмета

Под христианской самореализацией мы понимаем становление личности христианина как реализацию Божьего замысла именно об этом человеке. Такое становление - проявление сотрудничества человека с посылаемой ему Благодатной помощью. Оно включает в себя: понимание человеком своего христианского призвания принятие его и поиск путей его реализации в конкретных условиях и обстоятельствах собственной жизни.

Сразу же хочется отметить, что внутреннее ощущение христианина отвечает основному ориентиру самореализации - свободе. Христианин переживает свою веру, свое христианское призвание как сво­бодный союз с Христом, а не как вынужденное исполнение запове­дей - запретов под страхом наказания, как иногда представляют себе христианство люди, далекие от него. Как писал Тертуллиан - один из ранних церковных авторитетов, - «душа человеческая по природе христианка».

Здесь не ставится задача определить, возможна ли самореализация личности, практикующей другую религию или неверующего, но дела­ется попытка выявить как общечеловеческое, так и специфичное в хри­стианском личностном развитии. Естественно, более выражены осо­бенности этого развития у практикующих (воцерковленных) христиан, знающих основы вероучения, молящихся, участвующих в богослуже­ниях, принимающих Таинства и стремящихся осуществить христиан­ские заповеди в собственной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: