ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ХРИСТИАНСТВЕ
Постановка проблемы
Проблема самореализации личности в христианстве и ее психологического описания особенно актуальна для современных российских условий. Христианская традиция в России была искусственно прервана, светила российской духовной жизни были практически лишены возможности влиять на общество. Появляющаяся в настоящее время литература более чем наполовину состоит из репринтных изданий книг, увидевших свет до 1917 года, и не отражает духовное развитие человека в условиях конца XX века. Одним из следствий этого является слабое психологическое осмысление самореализации личности в христианстве.
В массовом сознании христианство нередко связано с некоторой отсталостью, несовместимостью с развитием личности, несамостоятельностью и полной иррациональностью. Путь христианина представляется прибежищем для слабых людей, склонных к самообману, бездеятельных, избегающих решения проблем и, в общем, далеких от самореализации. В качестве доказательства того, что такое отношение к религии является «достижением» именно XX века, можно выбрать из множества русских пословиц и поговорок, собранных В. Далем, несколько пословиц, отражающих цель и основные направления христианской самореализации: «жить - Богу служить», «любящих Бог любит», «никто не может, так Бог поможет», «доброму человеку - что день, то праздник», «и на милость разум нужен», «пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их».
|
|
Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно претендовать на полное психологическое осмысление христианской самореализации, поэтому здесь будет сделана попытка выявить и тезисно изложить некоторые ее основные принципы, исходя из христианской духовной литературы, и провести возможные параллели с литературой психологичесской.
Определение предмета
Под христианской самореализацией мы понимаем становление личности христианина как реализацию Божьего замысла именно об этом человеке. Такое становление - проявление сотрудничества человека с посылаемой ему Благодатной помощью. Оно включает в себя: понимание человеком своего христианского призвания принятие его и поиск путей его реализации в конкретных условиях и обстоятельствах собственной жизни.
Сразу же хочется отметить, что внутреннее ощущение христианина отвечает основному ориентиру самореализации - свободе. Христианин переживает свою веру, свое христианское призвание как свободный союз с Христом, а не как вынужденное исполнение заповедей - запретов под страхом наказания, как иногда представляют себе христианство люди, далекие от него. Как писал Тертуллиан - один из ранних церковных авторитетов, - «душа человеческая по природе христианка».
|
|
Здесь не ставится задача определить, возможна ли самореализация личности, практикующей другую религию или неверующего, но делается попытка выявить как общечеловеческое, так и специфичное в христианском личностном развитии. Естественно, более выражены особенности этого развития у практикующих (воцерковленных) христиан, знающих основы вероучения, молящихся, участвующих в богослужениях, принимающих Таинства и стремящихся осуществить христианские заповеди в собственной жизни.