Тема 2.3.Развитие реализма в английской литературе

Особенности социального развития Англии 30-40 гг. Идеологические течения в английской литературе этого периода, пути развития английского реализма 19 века.

Джейн Остен. Формирование поэтики и эстетики реализма 19 века в творчестве писательницы. Создание социально-психологического романа. Метод Дж. Остен в романе “Гордость и предубеждение”. Диалектика “гордости” и “предубеждение”, человеческой “природы” и конкретной социальности, индивидуальности и морали общественной Среды. Художественное новаторство писательницы, создание нового образа человека в английской литературе.

Ч. Диккенс. Связь с традицией нравственного эпоса. Нравственная идея в художественном мире Диккенса. Оптимизм, просветительская установка, патетика писателя. Юмор, его значение в реализме Диккенса. “Посмертные записки Пиквикского клуба”. История создания, характер персонажей, эстетический идеал.

Поэтика ранних социальных рассказов. Гиперболизация, сгущение красок, выделение доминирующей черты, сказочность. “Добрые” и “злые” герои, соотношение внешнего и внутреннего. Социальные романы зрелого периода. “Домби и сын”. Отличие концепции романа от ранних произведений. Образ Домби. Обоснование краха Домби и логика рождественской сказки. Сказочные мотивы в романе.

“Холодный дом”. Образ суда и его мира в системе романа. Символика. Отличие сюжета, композиции и общей атмосферы романа от ранних произведений Диккенса.

У.Теккерей. Особенности творческого метода и поэтики психологического морализма. Понятие снобизма, жанровые особенности и проблематика «Книги снобов»; сатира и приемы кукольной театрализации в творчестве писателя. Черты реалистического и сатирического психологизма в романе «Ярмарка тщеславия». Спор с Диккенсом и понимание человеческого характера. Позиция автора и ее нравственный смысл; смысл мотива театра марионеток. Художественное новаторство писателя в создании образа Бекки Шарп. Романизация сатиры в творчестве Теккерея.

Тема 2.4.Французская литература 50–60 гг. Г.Флобер.

Концепция человека и мира, личности и общества. Эстетическая теория Флобера. Соотношение формы и содержания в концепции писателя. Реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа “Госпожа Бовари”. Проблема человека в романе. Система персонажей. Мечта и действительность. Пошлый герой и его оправдание. Антиномия духа и плоти и ее социально-нравственный смысл. Эмма Бовари и Анна Каренина.

Этико-эстетическая концепция Ш.Бодлера. Проблема и образ красоты в книге “Цветы зла”. Место Бодлера в истории европейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: