J 8. 1. Мотивационные состояния

^Ц В разделе 2.5 уже говорилось, что актуальную потребность можно ^д рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, ^g:i его можно отнести к мотивационным состояниям. ^д- Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются ^д' влечение и любопытство; именно так, как состояния, их рассматривает Н. Д. Леви-^gf тов (1964). Он говорит и о заинтересованности как состоянии, отражающем акту-^д; ализацию интереса. Но если ситуативную заинтересованность (как переживание ^Ц интереса, увлеченность) можно отнести к состояниям (правда, скорее уже к про-^gl цессуальным, деятельностным состояниям, а не мотивационным), то устойчивая ^ц заинтересованность характеризует, очевидно, уже отношение, а не состояние. Кро-^1' ме того, заинтересованность имеет и другой смысл — как интерес материальный, ^gl получение выгоды. Поэтому по всем этим причинам заинтересованность я не отно-^^i шук мотивационным состояниям.

^Ц; Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него воз- ^fg никло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в об- ^fl щении с близкими или желанием, например, поработать после длительного отдыха, ^11 вынужденного перерыва.

^Ц Имеется ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации — ^ll перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это со-^ll стояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, заме-ДД^шательства, страха (боязни), надежды.

Когнитивный диссонанс («познавательное несоответствие»), негативное побу­дительное состояние, возникает в ситуации, когда субъект одновременно распола­гает по крайней мере двумя противоречивыми мнениями о чем-то или о ком-то, и эти мнения не могут быть согласованы друг с другом. Это порождает у субъекта стрем­ление к устранению возникшего диссонанса через: — изменение поведения;

— пересмотр пришедшего в противоречие представления; — изменение отношения к объектам, связанным с принятием решения; — обесценивание значения предстоящего поступка; — поиск новой информации, усиливающей одну из точек зрения или приводящей к

смене убеждений; — увеличение согласующихся друг с другом знаний.

Состояние сомнения Н. Д. Левитов рассматривает как сложное состояние, в которое входят: неуверенность, недоумение, раздумье о правильности, сознание недоказательности, неубедительности, переживание неудовлетворенности тем, что выдается за истину. Он отмечает, что состояния сомнения настолько разнообраз­ны, что назвать их словом «сомнение» можно только условно.

Сомнение является показателем критического отношения, вдумчивости челове­ка и его ответственности за принимаемое решение («положительное» сомнение) и следствием неуверенности или скептицизма. Состояние скептического сомнения Н. Д. Левитов подразделяет на два вида. Первый порождается хорошими намерени­ями: человек ищет абсолютной достоверности, желает все познать больше и глуб­же; то же, что известно, его не удовлетворяет. И вместе с тем это обычно мрачное состояние, неприятно действующее и на самого человека, и на окружающих.

Другой вид — скептицизм как выражение развязности и рисовки, обычно связан с неуважением к авторитетам. Эта форма скептического сомнения проявляется тог­да, когда человек, формируя намерение, мотив, пренебрегает советами других, бо­лее опытных и знающих людей. Очевидно, что состояние сомнения, связанное с не­уверенностью, и состояние сомнения, связанное с отражением личностной особен­ности человека — скептицизмом, разные по своей сути и к мотивационным состояниям можно отнести только первое из них. Состояние сомнения усиливает­ся, если человек несколько раз подряд потерпел неудачу в достижении цели, и уменьшается, если попытки достичь цель были удачными.

Вообще-то, строго говоря, ни неуверенность (уверенность), ни сомнение в ис­тинном значении состояниями не являются. Неуверенность отражает оценку веро­ятности совершения события, правильности принимаемого решения; сомнение — это отсутствие убежденности в истинности чего-то, в том числе и того средства и пути удовлетворения потребности, которое при формировании мотива рассматри­вается человеком. Недаром сомнение Н. Д. Левитов рассматривает и как раздумье о правильности чего-то. Но и сомнение, и неуверенность приводят к переживаниям, которые могут выражаться в состояниях тревоги, боязни. У человека могут воз­никать состояния растерянности, нерешительности, когда он не знает, как по­ступить, что предпочесть. Может наступить и более отрицательное состояние — замешательство, смятение как выражение паники.

Противоположным этим состояниям является решимость. А. Ф. Лазурский (1995) говорит о своеобразном чувстве решимости, которое специфично для всех

^^1 волевых актов и относится к числу возбуждающих стремление к устранению напря-^^д. жения, связанного с потребностью. В этом состоянии отражается готовность к дей-

.^^^ От решимости как состояния следует отличать решительность как волевое каче-^^ц ство, характеризующее время принятия решения в значимой для человека ситуа-^^д ции. Решительность является характеристикой быстроты принятия решения в си-^^l туации неопределенности, выбора.

^^д Следует также иметь в виду, что пять типов решимости, о которых говорил ^^U У. Джемс (раздел 1.1), скорее отражают пять ситуаций принятия решения и прояв-^^^.ления решительности, нежели пять видов состояния решимости; она во всех ситуа-^^1 циях будет, очевидно, одинаковой.

^^Ц С физиологической точки зрения состояние решимости можно рассматривать ^^д как состояние оперативного покоя (по А. А. Ухтомскому). Это концентрированное и ^^^ напряженное ожидание сигнала спортсменом на старте, это побуждение к действию J^llKBK конечная фаза мотивационного процесса. В случае если по каким-либо причи-^^д нам начало действия отодвигается, то решимость переходит в остро переживаемое ^^д состояние нетерпения, а затем и раздражения. Чем сильнее выражена потреб-^^д ность (желание), тем сильнее выражены и эти состояния человека. ^^1 Н. Д. Левитов выделяет состояние мечтательности. Это погружение в мечту, ^^Д фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворе-^^^ния, радости (см. раздел 8.3).

^^Ц Надежда является одним из мотивационных состояний, связанных с пережива-^^В кием, возникающим у человека при ожидании желаемого события, и отражающих ^^1: предвосхищаемую вероятность его реального осуществления. Надежда формирует-^^^ся на основе субъективного опыта, накопленного в прошлом в сходных ситуациях, и J^l познания объективных причин, от которых зависит ожидаемое событие. Предска-^^д зывая возможное развитие событий в сложившихся обстоятельствах, надежда иг-^^f рает роль внутреннего регулятора деятельности, помогающего человеку определять ^^дее последствия и целесообразность. При сильно выраженной потребности надежда ^^цможет сохраняться и при отсутствии обосновывающих ее условий (в расчете на слу-^^^чай, везение, удачу). ^^ц И мечта и надежда связаны с наличием у человека мотивационной установки.

^Ц 8.2. МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА

^^д Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) ^^Ц-мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель ДДддействия фиксируется в механизме его контроля — аппарате сличения в виде эта-^^^лона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата. ^^^ При достижении запланированного результата и удовлетворении потребности ^^^мотив теряет свою актуальность и как побуждение «здесь и сейчас» утрачивает свою ДД^энергию, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится ^^^«знаемым», как и его компоненты — потребности и цели, а также пути их достиже-^^дния. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк

данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмо­циональный фон. В зависимости от знака последнего (положительных или отрица­тельных эмоций) пережитая потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для данного человека; он не прочь при каждом удобном случае актуализировать положительные ситуации либо, наоборот, устра­нять ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей и спосо­бов их удовлетворения.

Часто, однако, цель не достигается, и потребность остается не удовлетворен­ной. Причинами этого могут быть блокирование путей достижения цели (запре­ты), отстутствие предмета удовлетворения потребности, откладывание по каким-то причинам достижения цели (например, потому что в данный момент человеку некогда или складывается неподходящая ситуация), насильственное прерывание деятельности, ведущей к ее достижению (реализации намеченного). Все это мо­жет приводить к трем вариантам. При первом варианте мотив «затухает» либо ес­тественным путем (феномен забывания намерений по 3. Фрейду), при втором — появляется более сильная потребность, которая подавляет по механизму доминан­ты прежнюю. При.третьем варианте потребность остается и требует своего удов­летворения. Этот вариант изучался в психологической школе К. Левина. Было по­казано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает че­ловека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Так, например, многие дети, которым не дали закончить урок (или игру), возвращались к прерванному занятию без всякого внешнего понуждения, несмотря на сложность задания (причем при таком перерыве происходила лучшая фиксация урока в памя­ти, чем без перерыва).

Эти эксперименты объясняют и многие случаи, связанные с решением повсе­дневных «задач». Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворени­ем потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, до­стижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование — мотивационную установку, чем дольше она не реализуется, тем все более снижается острота переживания потребности, а следо­вательно снижается побудительное напряжение (правда, это не относится к виталь-ным потребностям — в пище, воде, воздухе, на удовлетворение которых тем больше направлены мысли человека, чем дольше они не удовлетворяются).

Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсро­ченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуа­ции, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удов­летворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «пе­реходит» в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь).

Мотивационная установка может возникать и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом мотивационная установ­ка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.

В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею, в частности — при возникновении пристрастия к чему-нибудь (курению, спиртному,

ДД^наркотикам). Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою ^^^страсть (повод — это обстоятельство, способное быть основанием совершения по-^^1ступка, действия; его следует отличать от предлога, т. е. от внешнего обстоятель-^^Цства, которое человек использует для своего оправдания при нарушении им нрав-^^^ственных и общественных норм поведения, внешних запретов и т. п.). ^^1 К навязчивым мотивационным установкам можно отнести и страсть к коллек-^^^ционированию, фанатичное «боление» за любимую футбольную команду или рок-^^^группу и т. д. В этом случае можно говорить о том, что мотивационная установка ^^^превратилась в направленность личности или, при меньшей выраженности, в ин-

^^f Намерение как мотивационная установка, по существу, понимается и Л. И. Бо-^^^жович (см. раздел 3.4). Напомним, что, согласно ее точке зрения, намерения форми-^^1'руются, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, ДД^во-вторых, когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосред-ДД^ственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной по-^^^.будительной силы. В этом случае возникшее у человека намерение выступает в ка-^Д^честве побудителя действий, направленных на достижение промежуточных целей. ^^1.3десь, очевидно, подходит пример, описываемый А. Н. Леонтьевым, с зарабатыва-^^^нием денег для удовлетворения имеющихся потребностей: деньги не удовлетворя-^^ik)t потребности непосредственно, а лишь служат для приобретения предметов удов-. ^^^летворения потребностей. Работа для зарабатывания денег побуждается намерени-^^дем, но при этом у человека может отсутствовать желание (потребность) работать. ^^ДНамерение базируется на понимании необходимости, долженствования. ^^^ Побудительная сила намерения, пишет далее Л. И. Божович, является синтезом ^^^двух образующих: влияния непосредственной потребности и воздействия интеллек-ДДдтуальной активности, посредством которой человеком осознаются средства, позво-^^Дляющие достичь удовлетворения потребности. Следовательно, намерение представ-^^дляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функци-^^р)нальное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные ^^1» интеллектуальные компоненты.

^^1 Побуждения, идущие от намерения, обладают теми же динамическими свой-^^дствами (силой, напряженностью и другими), что и побуждения, идущие непосред-ДДдственно от потребности. Человек, побуждаемый принятым намерением, может дей-ДДДствовать даже вопреки непосредственному желанию. Таким образом, заключает ^^дЛ. И. Божович, намерение организует поведение человека, позволяет ему произ-^^^рольно действовать с целью удовлетворения потребностей. ^^f> Следует, правда, заметить, что предшествующие два абзаца содержат известное ДДД^ротиворечие во взглядах Л. И. Божович на намерение. Если вначале она говорила ^^дэ намерении как мотивационной установке (в моем понимании), то потом она стала ДДД^сарактеризовать намерение как мотив со всеми присущими ему признаками. В об-^^Ццем, это и неудивительно, так как намерения можно рассматривать не только как ^^^^олговременные (мотивационные установки), но и как срочные, оперативные ^^fpo чем я уже говорил, рассматривая этапы мотивации). Если оперативные намере-^^^Ция приводят к возникновению побуждения «здесь и сейчас» (как справедливо за-^^дмечает В. А. Иванников (1990), побуждение всегда остается ситуативным образова-^^^1ием, оно никогда не хранится в памяти), то намерения долговременные хранятся

g памяти, но в данный момент лишены побуждения. Последнее трансформируем­ся в готовность осуществить намерение при появлении соответствующих усло­вий. При этом важным свойством намерения — мотивационной установки — явля­ется то, что, оставаясь в долговременной памяти, оно может использоваться много­кратно и без предшествующего формирования всей структуры мотива (правда, возможны различного рода поправки в этом намерении, касающиеся средств и спо-собо.в удовлетворения потребности).

Таким образом, мотивационная установка является тем психологическим обра­зованием, которое рядом авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев) относится к потенци­альным мотивам, которые сформировались, но не проявляются в данный момент.

Следует подчеркнуть, что мое понимание мотивационной установки расходится с определениями, даваемыми другими авторами. Например, И. Г. Кокурина (1980) под мотивационной установкой понимает такую социальную установку, когнитив­ный элемент которой представляет собой смысловое суждение, а эмоциональный — оценочное суждение по поводу значимых в деятельности объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: