Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
- наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
- административные задержки;
- пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
|
|
Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.
Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в постсоциалистическом мире.
Вместе с тем при реализации денежно-кредитной и фискальной политики в настоящее время существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:
- актуальным остается вопрос выявления уклонения от уплаты налогов. При этом следует выделить такие формы как сокрытие и неправильное определение налоговой базы для исчисления косвенных налогов, хозяйственная политика субъектов хозяйствования, направленная на снижение налогооблагаемой прибыли, а также выплата в ряде случаев заработной платы сотрудникам некоторых коммерческих предприятий заработной платы, не отраженной в данных бухгалтерского учета с целью снижения величины налоговых платежей, налоговой базой для определения которых является заработная плата;
|
|
- сложность и противоречивость значительной части норм налогового законодательства;
- наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
- развитие новых форм ведения торговли и оказания услуг посредством сети Интернет. Подобная организация ведения бизнеса существенным образом затрудняет выявление хозяйственных операций и определение правильности исчисления налогов и неналоговых платежей;
- в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели фискальной и кредитно-денежной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Таким образом, фискальная и кредитно-денежная политика в настоящее время направлена на снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивого экономического развития государства в целом. При этом существует ряд проблем, связанных с реализацией фискальной и кредитно-денежной политики.
6. Кредитно-денежная политика. Основные инструменты ее осуществления.
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ политика — проводимые правительством страны, государством меры, определяющие величину денежного предложения, массу денег в стране, процентные ставки кредитования, объем кредитов, предоставляемых банковской системой, валютный курс, государственные валютные резервы.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике, можно условно разделить на две группы: общие методы и выборочные методы. Общие методы влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Выборочные (селективные) методы направлены на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли) и применяться могут как ко всем коммерческим банкам так и индивидуально.
К общим (основным) методам используемым в денежно-кредитной политике относят:
-Изменение ставки учетного процента;
- Изменение норм обязательных резервов банков;
- Операции на открытом рынке;
- Регламентация экономических нормативов для банков.
К выборочным методам относят:
Прямое ограничение размеров банковских кредитов;
Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов.