Управление прибылью и рентабельностью

Основным источником пополнения финансовых ресурсов коммер­ческой фирмы является прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, поэтому в задачу финансового менеджмента входит по­иск путей ее увеличения.

Прибыль организации представляет собой разность между отпу­скной ценой продукции или услуг и затратами, связанными с их производством.

Поскольку цена обычно складывается на рынке и от предприятия мало зависит, объектом финансового менеджмента стано­вится в данном случае нахождение оптимального объема выпуска про­дукции, при котором величина прибыли была бы максимальной.

Кроме того, бывают случаи, когда предприятиям приходится рабо­тать с убытком. Такая ситуация на первый взгляд кажется парадок­сальной, но нужно иметь в виду, что временная остановка производст­ва и его возобновление в благоприятной ситуации могут потребовать значительно больших затрат, чем продолжение производства, пусть да­же в режиме убыточности. Определение момента, когда производство необходимо останавливать, а когда, несмотря на убытки, продолжать, также входит в задачу финансового менеджмента.

Для решения перечисленных задач требуется точное значение ве­личины производственных затрат. Их можно разделить на две груп­пы: постоянные и переменные. Постоянными считаются те, которые остаются прежними при изменении объема производства. К ним отно­сятся: амортизационные отчисления, управленческие расходы, средст­ва, необходимые на содержание и эксплуатацию зданий, их ремонт и др. Некоторая часть этих расходов относится к условно-постоянным, так как при достижении определенного порогового значения объема производства они изменяются (это касается, например, затрат на управление), но между соседними пороговыми значениями они ста­бильны.

Переменные затраты изменяются строго пропорционально объему производства. К ним относятся расходы на покупку сырья, материа­лов, оплату труда производственных рабочих и некоторые другие. Та­кие затраты должны окупаться в обязательном порядке, ибо в против­ном случае предприятие будет нести чистые убытки. Поэтому, если переменные расходы начинают превышать продажную цену продук­ции, производство сворачивается.

С постоянными затратами дело обстоит сложнее, поскольку они уже понесены. Если производство остановить, то эти затраты будут полностью потеряны (оборудование изнашивается даже при бездейст­вии), но при продолжении производства они будут хотя бы частично возвращаться. Если сюда прибавить дополнительные затраты, связан­ные с возобновлением деятельности, то станет ясным, почему, несмот­ря на убытки, предприятия продолжают работать.

Для того чтобы четко ориентироваться в ситуации, необходимо знать, какой минимальный объем продукции необходимо производить (или реализовывать), чтобы работа в целом была бы прибыльной. Он определяется с помощью следующей формулы:

Постоянные затраты

V безубыт = --------------------------------------------------------------------------

Цена ед-цы продукции - переменные затраты на ед-цу продукции

При разнообразном ассортименте показатель переменных затрат на единицу продукции заменяется коэффициентом соотношения перемен­ных затрат и ожидаемого объема реализации.

В то же время, целесообразно определять и максимально допусти­мый с экономической точки зрения объем производства. Он достигает­ся тогда, когда дальнейшее увеличение затрат не приносит дополни­тельной прибыли.

Определение величины прибыли в зависимости от объема реализа­ции происходит с учетом операционного рычага, или ливериджа. Его действие основывается на том, что при стабильных ценах рост объема реализации продукции приводит к тому, что доля постоянных затрат в цене сокращается, а следовательно, при неизменной доле переменных, увеличивается прибыль, и наоборот. Причем повышение объема про­изводства приводит к более быстрому росту прибыли, а сокраще­ние — более быстрому ее падению.

Насколько быстрее изменяется прибыль по сравнению с объемами производства определяет показатель, называемый сила операционного рычага (СОР):

Прибыль + Постоянные затраты

СОР = ----------------------------------------------.

Прибыль

Помимо абсолютного размера прибыли финансовый менеджмент оперирует ее относительной величиной — прибыльностью, или рента­бельностью. Так, рентабельность собственного капитала (отноше­ние прибыли к акционерному капиталу) является одним из важ­нейших показателей, характеризующих положение фирмы. Его размер определяет спрос на акции, их цену, а таким образом, и це­ну самого предприятия. Поэтому в задачу финансового менеджмента входит поиск возможностей повышения значения данного показателя.

Эти возможности заложены в нем самом, поскольку для решения проблемы достаточно уменьшить долю собственного капитала в поль­зу заемного. Но такие действия сопряжены с большим риском, поскольку одновременно повышается опасность банкротства, если креди­торы потребуют срочного возврата ссуды. Кроме того, использование в больших масштабах заемного капитала связано с выплатой значи­тельных процентов, что уменьшает прибыль, но зато ускоряет ее по­ступление.

Повышение рентабельности собственного капитала за счет исполь­зования заемных средств получило название эффекта финансового рычага. Манипулирование финансовым рычагом позволяет увеличить рентабельность собственных средств до полутора раз с соответствен­ным ростом степени риска. В свете этого требуется нахождение опти­мальной величины эффекта финансового рычага. (Ее расчет произво­дится с помощью достаточно сложной формулы, которую можно най­ти в специальной литературе.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: