География туризма как наука

1. Объект, предмет исследования, цели и задачи.

Туризм- это сложное многогранное и многоаспектное проявление общественной жизни, но, прежде всего это «пространственное социально-экономическое явление». Современная западная экономическая наука рассматривает туризм как сложную «социально-экономическую систему», в которой многоотраслевой комплекс, называемый «индустрией туризма», является лишь одним из составных компонентов.

Туризм издавна представлял интерес и для географов, так как он тесно связан с природной средой, с обществом и его социально-хозяйственной деятельностью, и к тому же принадлежит к явлениям, имеющим широкое пространственное распространение.

Начальные исследования туризма имели прикладной характер и входили в круг исследований разных географических дисциплин, главным образом географии населения и транспорта. Только интенсивное развитие туристского движения после второй мировой войны значительно активизировало эти исследования, что неизбежно приводило их к теоретическому и методологическому обоснованию. А это, в свою очередь, способствовало выделению новой дисциплины географических наук – географии туризма.

При этом, исходя из того, что туризм и рекреация не идентичные понятия, географию туризма следует рассматривать как общественно-географическую дисциплину, объектом изучения которой является туризм. Научной же географической основой познания проблем отдыха и туризма стала рекреационная география – новое направление в семействе общественных географических наук, возникшее в стране в конце 60-х – начале 70-х годов в недрах географических наук. В бывшем СССР одним из основоположников этого направления в географической науке стал профессор В.С.Преображенский.

Предмет изучения географии туризма составляет анализ форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство. Туризм, как и многие другие отрасли народного хозяйства, включает несколько под отраслей, при этом за основу такого подразделения принимается, например, функциональная специализация: лечебный, оздоровительно-спортивный, познавательный; различают также туризм внутренний и международный. С таким подразделением связано существование нескольких органов управления суботраслью (подотраслью): в бывшем СССР это были Центральный совет по управлению курортами, Центральный совет по туризму и экскурсиям, Высший совет физической культуры (Всесоюзная секция туризма), Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник», Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист» и др.

Каждая из таких суботраслей выступала как организованное целое со своей системой предприятий, органов управления, системой планирования и материально-технического снабжения. Однако их предприятия используют единые природные ресурсы, опираются на единую технологическую и социальную инфраструктуру, рассчитывают на одни и те же трудовые ресурсы, обладают сходным воздействием на другие отрасли народного хозяйства, имеют ряд общих отличительных черт, что позволяет потребителям рассматривать эти суботрасли как замещающие или дополняющие одна другую.

Все это, несмотря на такую дифференциацию, диктует необходимость анализа и планирования развития всей отрасли туризма в целом. Возможно ли такое? Да, такое под силу географии туризма – науке конструктивной, опирающейся на комплексные исследования, охватывающие проблемы естественной, технической, экономической и социальной природы. Иначе говоря, науке, в круг интересов которой входит много вопросов, имеющих большое теоретическое (выявление объективных закономерностей формирования и развития туристского движения) и практическое (проведение мероприятий по планированию и управлению, в ходе которых увязываются воедино планы развития всех суботраслей, призванных практически решать разными средствами единую социальную задачу) значение.

Таким образом, цель исследования географии туризма в главном сводится к выработке теоретических основ управления туристским движением с учетом его природных, экономических, социальных и других аспектов. При этом общественно-географическими исследованиями могут быть охвачены отдельные территории как уже со сформировавшимися туристскими функциями, так и те, где туристское движение, несмотря на наличие туристско-рекреационных ресурсов, еще не проявляется совсем либо проявляется в незначительной степени.

Итак, география туризма изучает: пригодность территории для развития туризма, с учетом его форм и сезонности; воздействие туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса; происходящие на территории явления и процессы, вызванные развитием туризма и оказывающие влияние на хозяйственную деятельность общества. В связи с этим, перед географией туризма стоит целый ряд важнейших задач. Главную из них достаточно четко, на наш взгляд, сформулировал еще в 1971 г. Б.Б.Родоман: «Задача географов… состоит в том, чтобы наряду с другими специалистами разрабатывать методику выявления, оценки и картографирования рекреационных ресурсов, давать рекомендации по рациональному использовании территории, охране природы и красоты ландшафта для рекреации, а также в порядке теоретических изысканий строить типовые модели районов отдыха и разрабатывать основные понятия, правила, находить зоны рекреационной географии». Здесь следует отметить, что понятия рекреационные и туристские ресурсы в значительной мере совпадают, однако первое понятие более общее и включает в себя второе как частность. В ресурсный диапазон туризма входит колоссальный набор объектов: от вод, гор и лесов до творения архитектуры и производственно-хозяйственных сооружений.

Оценка пригодности природных ресурсов, выбор и охрана соответствующих территорий для нужд отдыха и туризма тесно связаны в настоящее время с оптимальным делением территории страны на области использования, т.е. определением оптимальной структуры народного хозяйства. Эта проблема приобретает особое значение в связи с все возрастающей хозяйственной деятельностью человека и связанными с ней изменениями в природной среде, а также с постоянным ростом рекреационной активности населения в результате развивающейся урбанизации. Решение этой проблемы составляет, следовательно, необходимое условие существования будущего общества.

Рекреационной оценке подлежат не только природные ресурсы, но и социально-экономические (историко-культурные объекты и явления, финансовые, материальные, трудовые и др.) ресурсы. С точки зрения туристской привлекательности они могут сопутствовать природным достоинствам либо сами составлять цель туристского движения, как объекты, находящиеся в сфере материальной или духовной культуры.

Не менее важна проблема изучения отдельных территориально-рекреационных систем (ТРС) различных рангов в целях обоснования их специализации и уровня концентрации, установления взаимозависимостей между их подсистемами.

С точки зрения практики планового регулирования очень важной в географии туризма является ее прогнозная функция. Основа оптимизации в области развития туризма есть прогноз туристского движения, расчет которого требует применения моделей, где в качестве сменозависимых выступают экономические, социальные и технические факторы, в большей или меньшей степени влияющие на величину, а также качественную и территориальную структуру туристских миграций. К главным из них принадлежат: рост уровня доходов населения и развитие транспортной системы, процесс урбанизации, моторизации, увеличение свободного от работы времени и др.

Фактором, позволяющим осуществлять управление туристским движением, является соответствующая политика развития туристского хозяйства. Она должна учитывать экономический и социальный аспекты туризма, а также охрану природы. Сущность этой политики заключается в согласовании потребностей в области рекреации и туризма, как категории потребления, с предложением туристских услуг, как с проявлением хозяйственной деятельности, с согласованием существующего потенциала природной среды.

Конкретные результаты исследований, определяющие пропорции между величиной, качеством и размещением туристского хозяйства в отношении к существующим потребностям являют ценный материал для хозяйственного и территориального планирования.

Вопросом особой важности является принятие оптимальных пропорций между достоинствами природной среды и экономическим эффектом, которое приносит туристское движение вообще, и международный туризм в частности. Установление этих зависимостей требует проведения многих аналитических исследований, касающихся таких вопросов, как, например, занятость в сфере услуг, доходы населения от туризма, изменения в структуре хозяйства отдельных регионов вследствие развития туризма, рост материального благосостояния, место туризма в общей структуре народного хозяйства и т.д. Решение практических задач невозможно без дальнейшего развития теории и совершенствования методов исследования географии туризма. Задачи развития теории можно свести к двум главным направлениям: а) выявление закономерностей территориальной организации туристского обслуживания как отрасли народного хозяйства в соответствующих таксономических уровнях территориально-системных образований; б) дальнейшая разработка туристско-рекреационного районирования как исследования условий и факторов закономерностей и принципов районообразования, обоснование таксономической системы туристско-рекреационных образований, характеристика типологии туристских районов.

При этом следует подчеркнуть, что вопрос туристского районирования, как определяющей формы территориальной классификации, составляет одну из центральных теоретических и методологических проблем географии туризма.

В связи с тем, что география туризма наука относительно молодая, много места в ее теоретических исследованиях занимают также вопросы терминологии и уточнения основных понятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: