Основные направления научных исследований в туризме. В каждом из направлений НИР в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Углубленное изучение туризма как явления требует совместных усилий ученых разных областей знаний: историков, социологов, педагогов, физиологов, медиков, психологов.
Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.
Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.
Характер исследований в туризме по первому направлению - экспериментальный. Данные для анализа в основном получают путем периодического медицинского и педагогического контроля за состоянием занимающихся туризмом. Критериями оценки физического состояния организма служат показатели физического развития (соматоскопические и соматометрические), а также данные об изменениях физической подготовленности. Особое внимание следует уделить и функциональной диагностике (давление крови, работоспособность, показатели МПК). Используя данные об изменениях физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, можно дать более или менее объективную оценку морфофункциональным перестройкам, происходящим в организме под влиянием занятий туризмом.
Второе направление - идейно-воспитательные функции туризма. Цель исследований в этом направлении - выявление возможностей решения средствами туризма многих воспитательных задач. Значительная часть исследований по второму направлению должна обеспечить обоснование действенных форм и методов воспитания молодого поколения на героических традициях становления и развития государства. Важно здесь и то, что у участников походов углубляются знания по природоведению и краеведению, что также должно стать объектом исследования как фактора, способствующего патриотическому воспитанию.
Учитывая богатые возможности туризма в воспитании людей, необходимо научное обоснование последовательности и комплексности решения в условиях походов тех или иных воспитательных задач, чтобы их сочетание было наиболее оптимальным, побуждало занимающихся к расширению познавательного интереса к окружающим явлениям и предметам. В данном случае нужны построенные на научных основах варианты оптимизации многих воспитательных мероприятий в условиях походов с учетом возраста их участников.
Третье направление - научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма. Исследования здесь должны выявить наиболее оптимальные дозировки нагрузок в учебно-тренировочном процессе и походах, свойственные детскому и юношескому возрасту. Необходимо определить эффективную методику обучения тем или иным приемам в туризме, т. е. наука должна дать практике обоснованные рекомендации по обучению технике и тактике туризма. Поскольку в детско-юношеском возрасте нужна разносторонняя общефизическая подготовка, следует определить возможности сочетания занятий туризмом с другими средствами советской системы физического воспитания.
Ряд исследований в третьем направлении должен выявить закономерности формирования жизненно необходимых умений и навыков, а также развития двигательных качеств у подрастающего поколения, используя направленные занятия туризмом.
Эффективность массовой туристской работы во многом зависит от применяемых организационных форм, которые должны соответствовать поставленным задачам, учитывать возрастные особенности занимающихся, а также имеющиеся условия. Поиск именно таких форм, характерных для детско-юношеского возраста, должен находиться в поле зрения исследователей.
Основные научные методы в третьем направлении - педагогический эксперимент и педагогические наблюдения.
Четвертое направление - научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации - связано с обоснованием методик тренировочных занятий по туризму. Современный спортивный туризм включает организацию и проведение сложных категорийных походов, когда человек может оказаться в экстремальных условиях. В связи с этим научные исследования проводятся для обоснования методик подготовки занимающихся спортивным туризмом, учитывающих возможность принятия мер оптимального жизнеобеспечения в экстремальных условиях и исключения травматизма, т. е. мер обеспечения безопасности. Научные исследования здесь имеют важное прикладное значение в связи с необходимостью освоения новых районов страны.
Как и в третьем направлении, здесь должны использоваться педагогический эксперимент и педагогические наблюдения. Особые трудности в исследованиях связаны с необходимостью собрать максимум различной информации о состоянии организма и поведении человека в сложных походных условиях, приближенных к экстремальным.
Пятое направление - научные основы организации и управления массовой туристской работой. Учитывая, что значение туризма в современном обществе возрастает, нужна научно обоснованная структура его организации и управления. Усложняет решение этой задачи то обстоятельство, что массовую туристскую работу с населением должны осуществлять многие государственные и общественные организации. Поэтому необходимы обоснованные координационные действия между ними и четкое распределение функциональных обязанностей. Посредством научных исследований определяются наиболее соответствующие современным условиям организационная структура развития туризма, а также формы и методы массовой туристской работы. Совершенствование туристской работы невозможно также без соответствующих профессиональных и общественных кадров. Потребность в них, структура и содержание их профессиональной подготовки определяются научными исследованиями. Необходимость решения задачи целенаправленного развития материально-технической базы туризма заставляет с научных позиций подходить к обоснованию потребностей ее дальнейшего совершенствования с учетом множества взаимосвязанных качественно-количественных признаков.
В связи с этим исследования по пятому направлению должны строиться на основе системного анализа структуры и содержания массовой туристской работы, проводимой различными организациями. Обработку полученных результатов необходимо осуществлять методами математической статистики. Кроме того, здесь нужно использовать методы нормирования и программирования, группировки, сравнений и сопоставления данных, а также обобщения полученных результатов.
В целом следует отметить, что дальнейшее развитие туризма в стране возможно лишь при фундаментальных научных исследованиях, охватывающих все его основные аспекты в социальном, педагогическом и экономическом плане.