Тема 11. Проблемы переходной экономики

Примерный план:

1. Переходные процессы и особенности российской экономики

2. Формирование рыночных отношений

3. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления.

Выясняя сущность переходного состояния, необходимо остановиться на характеристике направлений формирования рыночных отношений в РФ. Создание новой экономической системы предполагает преодоление противоречий макро равновесия, достижения стабилизации и оздоровления экономики.

Исторический характер всякой системы (становление, зрелость, умирание) обусловливает возникновение особых переходных состояний. Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. Её основные черты:

1. Существование элементов старой и новой систем. При условии формирования основ новой экономической системы можно говорить о завершении переходного состояния экономики и вступления её в стадию развития на собственной основе.

2. Многоукладность экономики – основное свойство переходной экономики.

3. Обострение социально-экономических противоречий, неустойчивость развития народного хозяйства.

4. Относительная длительность преобразований в переходной экономике.

Переходная экономика отличается от смешанной экономики. Последняя – это устойчивая современная экономическая система. Она преобладает в большинстве стран мира.

Переходный процесс в российской экономике имеет свою специфику. Она проявляется в следующем:

1. Особое исходное состояние – плановая экономика.

2. Слом прежних экономических отношений осуществляется не эволюционно, а революционно.

3. Значительные социально- экономические издержки преобразований (спад производства, снижение уровня жизни и др.)

4. Разрыв хозяйственных связей, распад СССР и СЭВ.

5. Длительность социалистических экономических отношений, плановой экономики в СССР порождает дополнительные трудности в переходном процессе.

Осуществляя преобразования переходного периода, необходимо учитывать основные тенденции развития мировой экономики. Это проявляется в том, что в ХХ веке хотя и произошли значительные изменения в рыночной системе, основные её элементы и свойства сохранились. Это - частная собственность на средства производства, обуславливающая экономическую обособленность субъектов рыночных отношений, осуществляющих предпринимательскую деятельность в условиях конкурентной борьбы. Рыночная экономика и сегодня означает наличие системы рынков, включает правовое обеспечение рыночной деятельности, единство микро- и макро уровней экономической системы. Следующая тенденция экономической жизни современного общества – сознательное регулирование народного хозяйства, формирование социально-ориентированной рыночной экономики, экономики открытого типа. Открытость экономики обогащается интеграционными процессами на фоне той или иной модели национального воспроизводства.

Главная основа указанных тенденций развития экономики в ХХ веке – технологические преобразования, переход к постиндустриальному развитию.

Таким образом, перед Российской Федерацией стоит задача формирования национальной модели смешанной экономики, экономики социальной ориентации.

При переходе от командно-административной системы выделяются три основных направления становления рынка:

1. Либерализация экономики – это система мер, направленная на обеспечение свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

2. Преобразования – это изменение структуры экономики, отношений собственности, разгосударствление и приватизация, демонополизация и создание конкурентной среды. Преобразование структуры народного хозяйства предполагает осуществление конверсии, стимулирование развития прогрессивных отраслей, программ структурного преобразования отраслей и регионов.

Реформы должны осуществляться поэтапно. Темпы и масштабы зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны. Параллельно стоит задача формирования социальной ориентации, что должно проявляться в первоочередных мерах помощи бедным слоям общества, в создании новой системы социальной защиты.

Переходные процессы в экономике сопровождаются спадом производства, безработицей, дестабилизацией экономики, что выражается в дисбалансе совокупного спроса и совокупного предложения, высокой инфляции, значительном дефиците госбюджета, неустойчивом валютном курсе. Макроэкономическое не равновесие – это первая особенность переходной экономики. Наследие планового хозяйства наблюдается в «перекосе» производственной структуры в пользу средств производства; технической и технологической отсталости большинства отраслей, высокой изношенности производственных фондов. В этих условиях встаёт вопрос об опыте макро регулирования Стран Запада. Эффективность инструментов западной макроэкономической политики в постсоциалистической экономике зависит не только от того, устранено ли административно-командное планирование, но и от того, стала ли либерализация экономики настолько всеохватывающей, чтобы создать единый саморегулирующийся национальный рынок. По Кейнсу, основная причина недопроизводства и массовой безработицы в рыночной экономике – это недостаточный совокупный эффективный спрос. Кейнс доказывал, что когда падает совокупный спрос, государство должно увеличивать свои расходы для стимулирования производства и восстановления полной занятости. Периодическое снижение совокупного эффективного спроса, вынуждающее государство вмешиваться, может быть вызвано сокращением как потребительского спроса, так и объёма инвестиций. Кейнс полагал, что инвестиции более подвижны, чем потребление, и поэтому основную вину за кризисы возлагал на недостаточный совокупный инвестиционный спрос. Экономическая система России показала, что Кейнсианская политика может быть неэффективной на нарождающихся рынках.

В России инвестиции сократились, но в основном из-за снижения государственных расходов и экономической дезорганизации, которая поставила многие предприятия в положение банкротства. Номинальные ставки процента повысились, но реальные ставки оказались отрицательными, указывая на то, что хозяйствующие субъекты тратят деньги, и не копят наличные денежные средства.

Снижение налогов увеличение денежной массы в этих обстоятельствах не могут стимулировать восстановления экономики, потому что покупательная способность и банковский процент имеют ограниченное воздействие на производство. Растущая денежная эмиссия и налоговое стимулирование ведут только к гиперинфляции и оттоку капитала за рубеж.

В российской экономике переходного периода трансформационный спад проявил особенно глубоко. За 1991-1995 г.г. объём ВВП России сократился почти на 50%, сельскохозяйственное – на 30% и капитальные вложения – почти на 70%. Инфляция – одна из форм макроэкономического неравновесия, проявляющаяся в растущем превышении денежной массы потребностей товарного обмена и обесценении денег. Переходная экономика обличается рядом особенностей в развитии инфляционного процесса. Они следующие:

1) Подавленная инфляция перерастает в открытую;

2) Инфляция развивается более быстро в связи со спадом производства;

3) Инфляционные ожидания порождают ажиотажный спрос, влияющий на рост цен;

4) Повышение цен на ресурсы.

В Российской переходной экономике действуют факторы, сдерживающие темпы инфляции. Это политика доходов, когда их рост отстаёт от роста цен, невыплаты своевременно зарплаты и пенсий, а также сохраняющийся контроль за ценами в ряде отраслей. В целом инфляция. Набрав высокие темпы, начиная с либерализации цен, постепенно снижает свой рост.

Переход к рыночной экономике предполагает формирование рынка труда. Это означает ликвидацию скрытой безработицы, что было свойственно социализму, вытеснение из производства значительной части занятых. Особенность безработицы в России – её относительно небольшие размеры (3,6% в 1996 году). Безработица не стала, как ожидалось, массовой, хотя её темпы растут. Причины – медленные темпы преобразований, инерция сохранения директорским корпусом рабочих мест. В России проявляется низкая мобильность безработных, невысокий уровень пособий.

Роль государства, при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Основные функции государства в переходной экономике:

1) Обеспечение правовой основы всех преобразований;

2) Руководство либерализацией цен;

3) Приватизация;

4) Умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и т.д.).

Стабилизационная политика в переходной экономике направлена на восстановление потенциального объёма выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, стабилизацию валютного курса. Макроэкономическое равновесие должно быть достигнуто в условиях либерализации всех сторон хозяйственной жизни. Стабилизационная политика тесно переплетается её структурой. Среди основных направлений структурной политики следует выделить: приватизацию, формирование различных форм собственности, ликвидацию деформаций в отраслевой и региональной структуре народного хозяйства с использованием инструментов государственного регулирования, создание рынков факторов производства, стимулирование НТП во всех отраслях народного хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: