Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
•сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;
•разработка первого варианта бюджетов;
•координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;
•утверждение бюджетов руководством предприятия;
•последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
Технология оперативного планирования, то есть перечень используемых планов (бюджетов) и последовательность их составления, в ее "классическом" виде представлена на рис.1.
Рис.1 Последовательность составления бюджетов
Конечно, представленная схема планирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых планов.
Рассмотрим предметное содержание представленных на данной схеме планов. Процедура планирования начинается с составления бюджета реализации (табл.1).
Таблица 1. Бюджет реализации
|
|
Наименование продукции | Количество, шт. | Цена без НДС, руб. | Выручка без НДС, руб. | НДС, руб. | Выручка с НДС, руб. |
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Итого |
В бюджете реализация указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.
Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предприятия. Объем, реализация зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия.
При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
-математические методы (средних квадратов, трендовый анализ);
-экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров).
На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется план производства.
План производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде (табл. 2).
Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах незавершенном производстве - на начало и конец периода.
План производства
|
|
Таблица 2
Наименование | НЗП на начало | Выпуск готовой | НЗП на конец |
Продукт 1 | |||
Продукт 2 | |||
---------------- | |||
Продукт п |
При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (так называемые переходящие запасы).
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением. В общем виде его формула выглядит следующим образом:
Запасы Поступление Выбытие Запасы
на начало + запасов в = запасов в + на конец
периода течение периода течение периода периода
Применительно к плану производства балансовое уравнение примет следующий вид:
Запас Запас
Выпуск Количество готовой готовой
готовой = реализуемой + продукции - продукции продукции продукции на конец на начало
периода периода
С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:
Запуск Выпуск НЗП на НЗП на
продукции = готовой + конец - начало
продукции периода периода
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 3).