В нашей стране сводные финансовые балансы на общегосударственном уровне стали составляться в 30-х годах. Большой вклад в теорию и методологию составления таких балансов внесли Н.М. Валуйский, В.А. Галанов, A.M. Ляндо, Н.С. Марголин, B.C. Павлов, В.Г. Пансков, Г.Я. Шахова.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
|
|
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы. Один из них — метод экстраполяции, т.е. составление перспективы, исходя из практики за предшествующий период.
Используется также метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства.
Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линий регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных.
Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства, а также связь между этими показателями и налогом на прибыль.
При прогнозировании объема ресурсов бюджета на перспективу следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной степенью вероятности нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.
Составление проекта бюджета — прерогатива правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.
|
|
Литература
1. Бюджетная система РФ. Учебник. /Под ред. М. В. Романовского. 2006.
2. Гулаев В. «Налоги принимаем даже наличными». / Экономика и жизнь. N40 октябрь, 2006.
3. Ермаков В. В. «Проведение зачетов и возвратов по суммам налогов и пеням, неправомерно начисленным и уплаченным налогоплательщиками»./ ж-л «Институт налогоплательщика» N2 2005.
4. Зверховский В. А. «Изменения в налоговом законодательстве. Произведенные и предстоящие» / Российский налоговый курьер N2,3 за 2006.
5. В.Кашин «Налоговая стратегия для чрезвычайного бюджета». / Экономика и жизнь. N 41 октябрь, 2007.
6. Камышан В. А. «Налоговый контроль в условиях кризиса». / Российский налоговый курьер N3 2007.
7. Лайкам К. «Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными уровнями бюджетной системы» / «Вопросы экономики» октябрь 2006.