Прежде всего подчеркнем, что социальные науки не рассматривают "доверие вообще". Корректно говорить о множестве видов доверия, различающихся условиями формирования и социальной сущностью. В нескольких словах обрисуем видовое разнообразие этого понятия.
Возможно межличностное доверие, которое является предпосылкой формирования малых групп. Такое доверие складывается в ходе непосредственного общения и распространяется только на узкий круг знакомых, т.е. является побочным продуктом дружбы и приятельства. Помимо него существует деперсо-нифицированное доверие, которое устанавливается в результате функциональной взаимозависимости и разделения труда. В этом случае доверяют человеку не как личности, а как представителю социального института, сертифицирующего его полномочия. Например, мы доверяем врачу, поскольку его диплом служит маркером профессиональной состоятельности*. Имеется также обобщенное доверие. Это понятие ввел в научный оборот Э.Гидденс для обозначения своеобразного защитного кокона в виде системы релевантностей, позволяющей индивиду строить картину мира в условиях принципиальной неполноты информации [Giddens 1991]. В соответствии с контурами обобщенного доверия события делятся на существенные и несущественные, а несоответствующие сложившейся картине факты и явления отбрасываются как недостоверные**.
|
|
В данной статье пойдет речь о принципиально ином виде доверия — о доверии вынужденном. Сетевые каналы, по которым на неформальной основе перекачиваются серьезные объемы разнообразных ресурсов, от информационных до финансовых, основаны не на вере в индивидуальную честность, а на способности сетевого мира вынудить индивида соблюдать условия взаимодействия. Наша цель — определить природу вынужденного доверия, механизмы его возникновения, а также положительные эффекты и негативные следствия обладания им.
Начнем с того, что рыночные субъекты никогда и ни при каких обстоятельствах не обладают всей полнотой информации. Многое приходится принимать на веру. В этой ситуации едва ли не самым большим благом становится предсказуемость поведения партнеров, некие гарантии на сей счет. Такие гарантии не могут исходить собственно от индивида: слишком поверхностно знакомство рыночных контрагентов и слишком велика цена игры, чтобы строить взаимодействие на шатком базисе личностных характеристик. Предсказуемость возможна только в случае, если подобные гарантии предоставляет не индивид, а группа, сообщество, сетевой мир, к которым он принадлежит. По сути, доверяют не индивиду, а тому окружению, которое сумеет вынудить индивида соблюсти обязательства сделки. И доверяют в той мере, в какой сетевой мир индивида доказал свою способность поддерживать жесткие нормы
|
|
* Различие между указанными видами доверия проводил Ф.Теннис в своей теории Gemeinschaft и Gesellschaft, а также Э.Дюркгейм, противопоставлявший механическую и органическую соли-
гтяпиг^ты \г\л fTinnbrpuu 1 QQ 1 1
внутригруппового поведения. Отсюда и название данного вида социального капитала — вынужденное доверие (enforceable trust), т.е. доверие, вызываемое не личными добродетелями, а возможностью группы регулировать поведение своих членов. Такого рода доверие называют также обусловленным, ибо оно определяется принадлежностью рыночного субъекта к конкретной группе, санкционирующей поведение своих членов.
Важную роль в прояснении механизмов вынужденного доверия сыграли работы М.Вебера о формальной и субстантивной рациональности [Weber 1978: 85-86]. Формальная рациональность основана на универсалистских нормах и определяет рынок как систему, где каждый может взаимодействовать с каждым на совершенно равных условиях. Другими словами, формальная рациональность сводима к совокупности стандартных способов калькуляции. Субстантивная рациональность, наоборот, подчеркивает значение партикулярист-ских обязательств, создающих систему неравно распределенных шансов рыночного взаимодействия. Соответственно, субстантивная рациональность укоренена в ориентации на конечные ценности*. Понятие субстантивной рациональности тесно связано с вынужденным доверием. Деловые контакты наиболее вероятны с теми, чья воля подчинена нормам сетевого сообщества, выступающего своеобразным гарантом обязательств своих членов.
Классическим проявлением вынужденного доверия является этническое предпринимательство, где доверие внутри этнической группы запускает сложные цепи неформальных кредитов и услуг. Но держится это доверие прежде всего на уверенности, что диаспора способна призвать должника к ответу. Точно так же особая лояльность к выходцу "из хорошей семьи" основана не столько на ожиданиях наследственного благородства, сколько на вере в, возможность этой семьи контролировать поведение своих членов. Не менее показательна и честность селян, странным образом улетучивающаяся при их переезде в город. В этом нет мистики, просто социальный контроль деревенского сообщества несопоставимо сильнее, нежели городского. В мире бизнеса сетевой контроль держится на системе рекомендаций, без которых вхождение в сеть невозможно. Если человек обманывает партнера, то проблемы имеют все, кто его рекомендовал. Естественно, что с их стороны будет исходить самый заинтересованный контроль за его партнерской честностью.
По каналам личных контактов распространяются сигналы о помощи и разнообразные ресурсы. Но по этим же каналам приходит неотвратимая расплата за нарушение неписаных правил сетевого мира.
Презумпция доверия к членам своей сети определяет их предпочтительность как субъектов рыночного взаимодействия. Ожидание повышенной надежности контактов с ними — социальный капитал, обусловленный членством в группе. Это формирует желание индивида "быть на хорошем счету" в определенном сообществе. Ради этого индивид подчиняет себя его воле, получая взамен анонимное доверие на основании группового членства. Важно подчеркнуть, что вынужденное доверие не ограничивается кругом лично знакомых людей, а распространяется на всю систему опосредованных контактов, формирующих социальную сеть. При этом не моральный императив, а система поощрений и санкций вынуждает членов группы следовать определенным нормам. Вынужденное доверие является производной от способности сообщества поддерживать устойчивую систему санкций по отношению к своим членам. Отклонения от предписанного поведения наказываются, а соответствие ему поощряется доступом к ресурсам, курсирующим в рамках сетевого взаимодействия.
|
|
Хотя и поощрения, и наказания внутри сетевой структуры носят, как правило, нематериальный характер, они имеют вполне материальные последствия. Инструментальная ценность вынужденного доверия как формы социального капитала сводится к возможности приобщиться к ресурсам группы, будь то финансовые, материально-вещественные, трудовые или информационные ре-
* О веберовском понимании рациональности см. [Гайденко, Давыдов 1991].
сурсы. Классическим примером задействования механизма вынужденного доверия является внутриэтническое неформальное кредитование, составляющее конкуренцию формализованным институтам финансового рынка. Успех системы подтверждает почти стопроцентный возврат кредитов. Это связано с тем, что, во-первых, кредит дают не под финансовое обоснование платежеспособности, а под репутацию клиента, и, во-вторых, работает система жестких санкций против возможного отказа возвращать долг. Суть санкций — остракизм этнических деловых кругов, вне которых иммигрант не имеет шансов на предпринимательский успех, при том что работа по найму за пределами этнического сообщества малоперспективна*. В результате реальна ситуация, когда довольно крупные кредиты даются под "честное слово". Еще раз подчеркну, что "честное слово" подкреплено системой принуждения его соблюдения.
Поучительна история с кубинцами в Майами. С середины 1960-х годов им стали выдаваться небольшие кредиты на организацию собственного бизнеса под репутацию получателя. Не случайно эти кредиты называли "характерными", чем подчеркивалось, что их получение завязано на характер заемщика, на прозрачность его социальных координат. Эта система была свернута в 1973 г., когда революционные события на Кубе вызвали массовый приток кубинцев, репутация которых была либо сомнительна, либо неизвестна. Никакие формальные процедуры не могли убедить банкиров давать кредиты кубинским мигрантам, тогда как до этого подобные кредиты под "честное слово" были массовым явлением [Portes, Stepick 1993].
|
|
Впрочем, за примерами не надо ходить так далеко. Легендарное "честное слово" российского купечества в немалой степени держалось на остракизме деловых кругов по отношению к недобросовестным партнерам. Плотная сетевая структура отечественных торгов делала невозможным продолжение бизнеса в статусе аутсайдера. В современной России партнерская необязательность восходит к множеству почти не пересекающихся деловых сетей, их изолированности и слабой взаимозависимости, что упрощает сетевую миграцию безответственных бизнесменов. Возможность легкой смены сетевой идентичности приводит к тому, что выигрыш от нарушения групповых норм субъективно оценивается выше, чем издержки вхождения в новые сети. Не репрессии, а процесс сращивания сетей, преодоления их мозаичности и разобщенности создаст основу возвращения к прежним традициям.
Показательно широкое распространение в современной кадровой политике системы рекомендаций. С формальной точки зрения они призваны удостоверить профессионализм работника, фактически же являются подтверждением наличия у кандидата знакомых, готовых отвечать своей репутацией за действия работника. Важно не столько содержание рекомендации, сколько личность (должность) того, кто ее дает. В этой ситуации рекомендация является маркером сетевой принадлежности кандидата. В российской кадровой политике явно доминируют не дипломы и сертификаты, а косвенные доказательства профессиональной состоятельности в виде послужного списка и круга личных контактов. Такая ситуация означает стремление фирмы получить не просто работника, а работника, обладающего специфическим капиталом в форме личных знакомств, деловых контактов и неформальных связей, наработанных на прежних позициях. Социальный капитал сетевой природы все более определяет шансы трудоустройства.
От чего зависит, установится ли в рамках данного сообщества система вынужденного доверия? Другими словами, при каких условиях эта форма социального капитала имеет шанс на развитие?
Поскольку соответствие нормам сообщества определяется не моральными, а вполне прагматическими соображениями, то вероятность возникновения си-
* Примером развитого этнического предпринимательства с опорой на неформальное кредитование может служить сообщество доминиканских иммигрантов в США, "прокачивающее" по своим каналам значительные финансовые ресурсы [Portes, Guarnizo 1991].
стемы вынужденного доверия зависит от того, в какой мере данное сообщество оказывается единственным (или одним из немногих) источником благ, получаемых его членами. Если индивид способен получить доступ к ресурсам, необходимым для социального утверждения или предпринимательского старта из "внешнего мира", т.е. за счет контакта с внешней средой, значимость сообщества как источника ресурсов ослабевает. Например, если предприниматель может работать с опорой на закон, то роль сетевых структур, включающих представителей власти, уменьшается. И наоборот, когда внешняя среда блокирует все шансы на успех, ожидание помощи со стороны "своих" резко возрастает; соответственно, возрастает и готовность подчиняться нормам группы в обмен на доступ к ее ресурсам. Именно поэтому сетевая сплоченность предполагает наличие претензий к социальному окружению. Так, упования на некомфортность институциональной среды российского бизнеса служит одновременно основой, стимулом и оправданием сетевого конструирования, когда в единую сеть входят предприниматель, чиновник, политик, бандит и милиционер. Отсюда вывод: вынужденное доверие внутри групповой коммуникации (этническое сообщество, религиозная община, криминальная группировка, клан, партия, творческий коллектив и т.д.) зависит от того, в какой мере социальное окружение создает ресурсный дефицит для ее членов. Вместе с тем, благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой для социального утверждения и экономического успеха, размывают внутригрупповые нормы, подрывая готовность индивида подчиняться правилам замкнутого сообщества. Не менее важную роль играет ресурсная обеспеченность сообщества. Уникальность и масштабность его ресурсов повышает привлекательность группового членства. Наоборот, низкий ресурсный потенциал сети элиминирует сетевое притяжение. Так, КПСС потеряла в годы перестройки львиную долю своих членов отнюдь не в связи с развенчанием идей коммунизма или разочарованием в них. Выход из партии начался из-за сокращения ее значимости как ресурса в построении карьеры, ослабления ее роли в вертикальной мобильности индивида. Ту же логику демонстрирует и российское чиновничество, чей внутригрупповой корпоративизм снижается по мере утраты привилегий. При этом мы наблюдаем высочайшую групповую сплоченность партий, властных и силовых группировок, которые на волне публичного реформирования общества сумели сохранить и преумножить свои ресурсные возможности. Не менее показательный пример — этнические сообщества. Только экономически успешное и политически состоятельное этническое сообщество, обладающее серьезными ресурсами социального восхождения, способно удержать своих членов в орбите национальной культуры, традиций и этнического бизнеса. Таким образом, наряду с внешними проблемами, создающими ресурсный дефицит, важен и ресурсный потенциал сети. Их счастливое сочетание создает весомые стимулы для подчинения нормам сообщества*.
Наконец, вынужденное доверие зависит от эффективности коллективных санкций, т.е. от способности группы отслеживать и контролировать поведение своих членов. В этом плане ключевое значение имеет система внутригруппово-го оповещения, будь то партийные собрания, религиозные бюллетени, бандитские сходки, предпринимательские ярмарки или этнические СМИ. Средства коммуникации внутри сообщества становятся действенным средством социального контроля. Такую роль могут выполнять ритуальные встречи единоверцев, выезды партийных боссов на охоту, выпуск этнических газет и телепрограмм и т.п., позволяющие утверждать единую внутригрупповую систему ценностей и оповещать о случаях нарушения предписанных норм и принятых санкциях. Отсюда следует: чем выше способность сообщества предоставлять уникальные ре-
* Классический пример — выходцы с Гаити в США. Их ресурсный потенциал был столь низок, что, несмотря на все усилия старшего поколения, молодежь утеряла связь с этническими корнями и влилась в "мэйнстрим" американской культуры, пополнив социальный анклав общества [Miller 19841.
сурсы своим членам, чем более развиты внутригрупповые средства коммуникации, тем вероятнее формирование в нем вынужденного доверия.