Как было показано выше, алгоритм "нарабатывания" вынужденного доверия сводится к подчинению индивида нормам сообщества. Таким образом, доверие как социальный капитал — это не только социальная поддержка в виде разнообразных коммуникативных и деловых сетей, но и социальное принуждение в качестве своеобразной платы за данный ресурс. Рассмотрим социальные издержки обладания вынужденным доверием.
Одна из форм негативного эффекта — обязательность взаимопомощи участников сети, что крайне обременительно для тех, кто находится в состоянии устойчивого успеха. "Удача одного является шансом для всех" — вот принцип сетевого взаимодействия. Это обстоятельство создает определенный антистимул к вхождению в сетевой мир. Многочисленны примеры, когда успешные участники сетей опутаны просьбами и ожиданиями помощи со стороны менее успешных. Постоянное "донорство" по отношению к "бедным родственникам" становится тяжким бременем. "Поделенный успех" гасит мотивацию наиболее успешных. Группа регулирует потоки взаимопомощи, ставя наиболее состоятельных членов сетевого взаимодействия перед выбором: превратиться в вечных "спонсоров" или порвать с группой. Как правило, речь идет не о выходе из сетевого мира, а о смене сетевой идентичности*.
|
|
В общем виде эта проблема получила название "дилеммы торговцев", поскольку именно торговля оказалась исторически первым видом деятельности, ставившим индивида перед неизбежностью выбора между финансовым и социальным капиталом. Для преумножения финансов надо было продавать по повышенной цене своим же соплеменникам. Наращивание финансового капитала требовало поступиться нормами сообщества, отделиться от социально сковывающей морали большинства. Маргинальность торговцев — не столько следствие этой ситуации, сколько сознательно выбранная стратегия, защищающая их от претензий социального окружения и открывающая возможности для создания альтернативной морали в рамках предпринимательской среды. Выбор в пользу финансового капитала был оплачен утратой социального капитала прежней сетевой идентичности.
Но тот же процесс обусловил формирование новых сетей с иными критериями оценки поступков и, следовательно, позволил "нарабатывать" социальный капитал новой сетевой природы. Другими словами, "чтобы уйти от противоречия между требованием получать прибыль и выполнять социальные обязанности, торговцы нуждаются в социальной и культурной дистанции по отношению к своим клиентам, и одновременно в солидарности в своей среде" [Эверс, Шрадер 2000: 46]. Итак, при определенных условиях пребывание в сети становится крайне обременительным ввиду обязательности сетевой взаимопомощи. Это обстоятельство становится главным фактором сетевой миграции**.
|
|
* Было замечено, что в Эквадоре успешные бизнесмены, как правило, являются протестантами ("евангелистами", как они себя называют), тогда как большая часть населения — католиками. И дело тут совсем не в предпринимательском духе протестантизма. Просто евангелисты оказываются чужаками среди соплеменников, что освобождает их от следования нормам этнической взаимопомощи и создает основу формирования предпринимательских сетей [Portes, Sensenbrenner 1993: 1339].
** Сеть, пребывание в которой обременительно, перестает быть притягательной. Так, вьетнамские бизнесмены в Калифорнии особо страдают от "предложений" охранных услуг со стороны бывших вьетнамских военных и полицейских. По большому счету, речь идет о стремлении этнических структур взять под "опеку" этнический бизнес с соответствующим дележом прибыли. В результате, некоторые наиболее успешные предприниматели обрывают связи с этническим сообществом, не берут на работу соотечественников, американизируют свое имя. Причина заключается не столько в желании ассимиляции, сколько в стремлении дистанцироваться от мафиозных этнических структур посредством выхода из соответствующей сети [Chea 1985].
Вторая ипостась социальных издержек — ограничения личной свободы. Еще в работах Г.Зкммеля бьша поставлена проблема соотношения индивидуальной свободы и групповой идентичности*. Вынужденное доверие открывает привилегированный доступ к дефицитным ресурсам, но неизбежной платой зачастую является ограничение личной свободы индивида и жесткие санкции против любых попыток принять иные поведенческие образцы, ассимилироваться с внегрупповой средой. Нетерпимость к "чужой" культуре, к иному знаковому пространству, неприятие социального многообразия — все это, осознанно или нет, служит подтверждением верности "своей" сети.
Подобные ограничения особенно заметны на примере этнического предпринимательства, поддержка в рамках которого оплачена дозированной восприимчивостью к внешней культуре. Поскольку очагами сосредоточения иммигрантов являются, как правило, мегаполисы, то самобытные этнические культуры формируют что-то вроде осажденного лагеря внутри чуждого им города**. Выражение "город в городе" подчеркивает невидимые демаркационные линии, ограждающие мир мигрантов от натиска культуры мегаполисов. Выпускаемые на родном языке газеты и журналы, радио и телепередачи, смягчая дефицит общения, создают препятствия соприкосновению мигрантов с культурой принимающей стороны. Отпадает необходимость изучать язык, образцы поведения новой культуры, так как "город в городе" предлагает привычные потребительские и коммуникативные практики.
Впрочем, не только этническое предпринимательство требует в качестве платы за доверие "своих" ограничения личной свободы. Внутрипартийные баталии, помимо верности идеалам (допустим и такой вариант), демонстрируют неприятие иной точки зрения как плату за ресурсы партийного членства. Агрессивность по отношению к "меньшинствам" разного толка подтверждает принадлежность к "большинству" с соответствующим правом пользоваться его преимуществами. Религиозное доктринерство обещает вечное существование (самый дефицитный ресурс) как награду не только за "праведную" жизнь, но и за ожесточенное неприятие иных религиозных догм. Клановые нормы поведения опротестовывают разумность других поведенческих образцов. Творческие сообщества подчеркивают оригинальность самовыражения, а научные направления — уникальность аналитических подходов как доказательство преимущества "своих" способов познания или самореализации. Неприятие "иного" становится формой подтверждения причастности к "своим", залогом вынужденного доверия сетевого мира. Свобода протеста вытесняет свободу смирения как права "быть с миром", поскольку протест — это всегда право "быть со своими".
|
|
Третья форма негативных издержек сетевой включенности — неверие в собственные силы. Сообщество поддерживает успех, но только до тех пор, пока он не становится чрезмерным, т.е. способным зародить сомнение в бессилии человека, лишенного групповой поддержки. Жесткий внутригрупповой контроль обеспечивает социальную регламентацию масштабов бизнес-деятельности и карьерного темпа. Сети исключают сильные вариации, возводя усредненность состояний в общегрупповой принцип. Не в этом ли причина неприятия "белых ворон", не встроенных в привычные сетевые орбиты? Заметим, это неприятие тем отчетливее и озлобленнее, чем успешнее самодостаточный индивид. Советские беспартийные академики вызывали такое же возмущение, как ныне "не дающие" предприниматели и "не берущие" чиновники. "Несанкциониро-
* "Некоторыми своими сторонами человек не входит в общество как его элемент, и это образует позитивное условие того, что другими сторонами своего существа он таким элементом является... Индивидуальная душа никогда не может находиться в связи, не находясь одновременно вне ее, она не встроена ни в какой порядок, не будучи одновременно и против него" [Зиммель 1996: 517, 519].
•* Кубинцы, сбежавшие от режима Ф. Кастро, оказались в США в ситуации не менее жесткого контроля, но теперь со стороны этнического сообщества, не допускающего коррозии своих норм [Didion 1987].
ванный" успех приравнивается к посягательству на целесообразность сети, ибо он девальвирует значимость групповой поддержки. Самодостаточность как психологическая установка расшатывает групповые нормы. Поэтому группа в целях самосохранения культивирует веру в бессилие одиночки.
|
|
Характерен пример китайских кварталов в США (Chinatown) с их налаженной системой поддержки этнического предпринимательства. Это и ротационное кредитование, и дешевая рабочая сила, и мафиозная силовая поддержка, и система подкупа правительства, и т.д. Однако "отцы" кланов требуют полной осведомленности о делах бизнеса, устанавливая пределы его развитию [Nee, Nee 1973]. В этом смысле частный бизнес является не совсем частным. Нарушение консервативных традиций и приобщение к индивидуалистским нормам американского общества караются довольно серьезно, вплоть до физических расправ.
Четвертый аспект платы за обладание ресурсами группы — уравнительное давление при восходящей мобильности. Речь идет о стремлении сетей, пронизывающих депривированные слои населения, заблокировать восходящую мобильность своих членов. В основе лежат опасения, что прервется связь поколений, если отцы и дети окажутся на разных этажах стратифицированного общества. Подобная установка прочитывается, например, в отношении народов Крайнего Севера РФ к школьному образованию. Добровольная самоизоляция, консервация неудач становится способом поддержания сетевой целостности. Подчеркнем, что ограничения на восходящую мобильность демонстрируют именно те группы, которые осознают себя ущемленными. Интерпретация социального окружения как "враждебного" в делах и "чуждого" в помыслах служит основой сетевой сплоченности. Не в этом ли причина остракизма дореформенных интеллигентов по отношению к "ходокам во власть", оборотной стороной чего было самолюбование в ситуации "противостояния власти"? Ведь сейчас этого нет и в помине. Реформы 1990-х годов открыли шлюзы для массовой (а не единичной, как прежде) миграции интеллигенции во власть и бизнес, создав возможности для конвертации интеллекта в политический или финансовый капитал. Переопределение рыночных шансов изменило стратификационную диспозицию. Как следствие, восходящая мобильность перестала вызывать былые эмоции.
Если сеть в силах предоставить своим членам значительные ресурсные возможности, то желающих покинуть ее и пробиваться в одиночку найдется немного. Если же она объединяет стоящих внизу социальной лестницы, то главным средством ее самосохранения является остракизм против тех, кто ищет ресурсы для успеха на стороне, вне сети. Скажем, группа пуэрториканцев в Бронксе — пример социального анклава, а группа испанцев в Майами — финансово состоятельна и политически влиятельна. Поэтому переход на английский язык имеет для их представителей прямо противоположное социально-экономическое значение. В жизни пуэрториканца это означает сигнал личного старта на успех в отрыве от группы, в жизни испанца — исключение из сетей, обеспечивающих привилегированный доступ к ресурсам. Использование же испанского языка для подтверждения группового членства означает в первом случае смирение с положением социального дна, во втором — приверженность группе как залог успеха [Portes, Sensenbrenner 1993: 1343].
Говоря об издержках сетевого членства, следует упомянуть, что сетевые взаимодействия бывают симметричными и асимметричными. К первым относятся связи, основанные на реципрокности. Такие связи, названные М.Грано-веттером "слабыми", укрепляются и становятся более надежными благодаря дружбе и родству [Granovetter 1985]. Под асимметричными связями понимаются отношения типа патрон — клиент, скрепляемые преданностью и подношениями. Понятно, что тип сетевого взаимодействия конкретизирует механику социального принуждения, а также форму и размер платы за привилегированный доступ к сетевым ресурсам. Тем самым конструируется неповторимое разнообразие издержек сетевого членства.
Итак, сетевой мир не предполагает формальных контрактов, но из этого не следует, что он безоглядно доверчив. Безусловно, доверие в нем играет ключевую роль. Но это доверие особого рода — вынужденное, основанное на мощной системе подстраховки в виде механизма группового принуждения. И это не бесплатный мир. За принадлежность сетям надо платить. Плата на уровне взаимных услуг представляет собой лишь видимые и, возможно, не самые значимые издержки группового членства. Косвенной платой является соответствие групповым нормам, подчинение неписаным правилам групповой морали. Именно вынужденное доверие сетевых орбит во многом определяет успех неформальной экономики в условиях возросшего риска и неопределенности формального рынка, а также распространенность и интенсивность межличностных взаимодействий на фоне слабой востребованности существующих официальных процедур и правил. Собственно поэтому последние не опротестовываются даже в случае их абсурдности. Ведь сетевой мир предлагает альтернативный механизм ресурсной обеспеченности, подменяя контрактное право системой вынужденного доверия.
Дюркгейм Э. 1991. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. 1991. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовскип ренессанс. М.
Зиммель Г. 1996. Как возможно общество? — Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. Т. 2. М. с
Кузина О.Е. 1999. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении. — Социологический журнал, № 1-2.
Кайзер М. 2000. Неформальный сектор торговли в Узбекистане. — Журнал социологии и социальной антропологии, № 2.
Ментальностъ россиян. 1997. М.
Чураков А.Н. 2001. Анализ социальных сетей. — Социологические исследования, № 1.
Эверс Х.-Д., Шрадер X. 2000. От дилеммы торговцев к дилемме бюрократов: теория социального перехода от общества морали к обществу рынка. — Журнал социологии и социальной антропологии, № 2.
Chea C.-S. 1985. Southeast Asian Refugees in Orange County: An Overview. California.
Didion J. 1987. Miami. N.Y.
Giddens A. 1991. Modernity and Self Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge.
Miller J. С 1984. The Plight of Haitian Refugees. N.Y.
Nee V., Nee B.B. 1973. Longtime California: A Documentary Study of an American Chinatown. N.Y.
Portes A., Guarnizo L. E. 1991. Tropical Capitalists: U.S.-Bound Immigration and Small Enterprise Development in the Dominican Republic. — Migration, Remittances, and Small Business Development. Mexico.
Portes A., Sensenbrenner J. 1993. Embeddedness and Immigration: Notes on the Social Determinants of Economic Action. — American Journal of Sociology, vol. 98, № 6.
Portes A., Stepick A. 1993. City on the Edge: The Transformation of Miami. Berkeley, Los Angeles.
Sik E. 1994. Network Capital in Capitalist, Communist and Post-Communist Societies. — International Contributions to Labour Studies, № 4.
Weber M. 1978. Economy and Society. Vol. I. Berkeley.