Младенчество
· Мышление не является самостоятельным процессом: оно функционирует «внутри» восприятия, включено в практические манипуляции с предметами.
· Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами к концу 1-го года жизни.
· 1,5 - 2,5 мес. наблюдается сенсорная активность – рассматривание, прислушивание. По Пиаже, вступают в действие врожденные схемы интеллекта.
· 4 – 4,5 мес. – «преддействие» (ребенок ощупывает и рассматривает случайно задетый предмет).
· С 3-4 мес. появляются обследовательские действия через рот.
· С появлением акта хватания ребенок от зрительной ориентировки переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.
· С 4 до 7 мес. появляется «результативное» действие (бросает игрушку, чтобы извлечь звук, наблюдает за падением).
Данный период характеризуется неспецифическими манипуляциями
· Опыт манипулирования (способ изучения объектов) приводит к установлению новых простейших причинно-следственных связей, что ведет к фиксации результата в сознании и стремлению повторить его.
|
|
· С 7 – 10 мес. развиваются «соотносящие» действия (ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым) – катает шарики, открывает / закрывает коробочки.
· К концу года ребенок переносит знакомый способ с предметов, с помощью которого этот способ показали, на всевозможные другие (катает в коляске не только куклу, но и мишку).
Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении 1-го года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов, что способствует возникновению и развитию любознательности. Решающую роль в данном процессе играет овладение ходьбой и понимание речи взрослого.
Ранний возраст
· Самостоятельно передвигаясь, ребенок действует с предметами, изучает их, выделяет признаки.
· Характерно практическое решение задач с помощью предметных действий, т.к. ребенок еще не умеет действовать в плане представлений.
· Мышление носит наглядно-действенный характер.
· Интенсивно развиваются соотносящие действия (особенно в дидактических играх). Действия с дидактическими игрушками предполагают решение умственной задачи (младенец просто нанизывает кольца на штырь; ребенок раннего возраста собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремится получить правильный результат).
· Появляются орудийные действия, которые протекают на основе установления отношения «ребенок – орудие – цель»:
· Мышление характеризуется отвлеченностью (выделяет признак, который позволяет использовать орудие соответствующим образом) и обобщенностью (использование одного и того же орудия для решения целого класса задач)
|
|
· На основе практических предметных действий складывается действование на основе образов.
· Речь придает мышлению ребенка целенаправленность и организованность.
· Овладение речью перестраивает процесс мышления (возникновение первых вопросов, направленных на установление скрытых связей и отношений при столкновении с трудностями).
· В раннем детстве начинают складываться мыслительные операции в различении и сравнении признаков цвета, формы, величины. Поэтому ребенок переходит к обобщениям, общим представлениям.
· К концу раннего возраста возникает знаково-символическая функция сознания и ребенок начинает осваивать функцию замещения (предметы-заместители).
Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности.