Фундаментальные образовательные объекты. Отбор структурных основ содержания эвристического образования предполагает не столько информационно-систематическое представление учебного материала, сколько фокусирование его в виде «узловых точек», достаточных для того, чтобы ученик воспринимал и осваивал целостный образ изучаемой действительности. В качестве «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый ма-
Глава VI
Содержание эвристического образования
териал, в эвристическом обучении установлены фундаментальные образовательные объекты.
Условием создания учеником образовательного продукта (идеального знаниевого конструкта) является предоставление ему возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомства со знаниями человечества о нем. К примеру, сначала ребенок изучает лист дерева, открывает для себя его свойства и особенности, формулирует вопросы и проблемы о нем и только потом знакомится с текстом учебника ботаники или слушает соответствующий рассказ учителя.
|
|
Включение в содержание образования реальных объектов позволяет ученикам выстраивать субъективную систему идеальных знаниевых конструктов, а не брать их в готовом виде. Это предупреждает догматическую передачу учащимся информации, не связанной с их личной деятельностью.
Фундаментальный образовательный объект имеет для ученика две грани своего проявления — реальную и идеальную. Реальная грань отражается непосредственно в изучаемых объектах: деревьях, земле, животных, предметах искусства, совершаемых обрядах; идеальная — в понятиях, категориях, законах, теориях, художественных принципах, культурных традициях. К примеру, фундаментальный образовательный объект «дерево» выступает, с одной стороны, как непосредственно само дерево, с другой — как идея дерева, понятие о нем. Обе грани фундаментального образовательного объекта имеют единую сущность, т.е. само дерево и понятие «дерево» имеют общий корень.
Один фундаментальный образовательный объект может быть связан с другим подобным объектом родо-видовыми отношениями типа «дерево — береза», находиться в функциональных отношениях с ним по каким-либо признакам, например: «дерево, огонь, вода, воздух» — фундаментальные образовательные объекты, принадлежащие к общему объекту — стихиям мира.
фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.
|
|
Обе формы проявления фундаментального объекта — реальная и идеальная, имеют общий смысл. Смысл объекта — это его сущность, идея, заключенная в его содержании и явленная через его видимые формы.
Наиболее общие фундаментальные понятия и категории (метазнания) также являются фундаментальными образовательными
объектами, поскольку благодаря глубинному смыслу принадлежат как реальному, так и идеальному миру. Например, фундаментальные константы отражают взаимодействия в физическом реальном мире и одновременно обозначают смысл законов и теорий в идеальном мире изучаемых знаний. Рассмотрим этот пример подробнее.
Проведенный нами анализ логики и методологии физики показал, что в ней существует ряд фундаментальных взаимосвязанных теоретических структур (объектов), описывающих фундаментальные явления природного мира1. К числу идеальных объектов, описывающих реальные фундаментальные процессы, ученые традиционно относят фундаментальные физические понятия, законы, опыты, теории, физическую картину мира. Однако связь этих объектов, а также границы их применимости характеризуют фундаментальные постоянные — скорость света в вакууме, постоянная Планка, элементарный заряд, гравитационная постоянная и др. С открытием фундаментальных констант связано проведение фундаментальных экспериментов, решение важнейших научных проблем.
Сам стиль научного мышления менялся с введением фундаментальных постоянных: постоянная Планка стала символом дискретности природы; установление предельности скорости света в вакууме сопровождалось созданием теории относительности Эйнштейна; проблемы измерения гравитационной постоянной оказали и оказывают существенное влияние на построение космологических теорий. Одновременно фундаментальные константы отражают реальные природные процессы — распространение света, гравитацию, дискретность излучения и др. По мнению философов и физиков, в реальном мире фундаментальным постоянным соответствуют некие константные сущности достаточно высокого ранга, играющие основополагающую роль в устройстве мироздания.
Таким образом, фундаментальные постоянные служат основой изучения как реального мира, так и системы человеческих знаний о нем. Это обусловливает необходимость их включения в качестве фундаментальных образовательных объектов физики как школьной учебной дисциплины. Данный вывод, не столь очевидный для традиционных учебных курсов физики, стал возможен благодаря метапредметному анализу структурных основ физической науки.
Хуторской А.В. Проблемы современной физики и фундаментальные постоянные. Методические рекомендации к лекции. Гродно, 1982; Бирюков Л.А., Хуторской А.В. Мировые константы в физике: Методические рекомендации. Л., 1987.
Глава VI
Содержание эвристического образования
В ходе анализа традиционного содержания школьного курса физики нами было обнаружено, что фундаментальным константам отводится роль коэффициента пропорциональности в формулах физических законов наряду с частными константами. Выяснилось, что в содержании школьного курса физики фундаментальные основополагающие понятия уравниваются с нефундаментальными величинами. Опираясь на принцип генерализации, нам удалось разработать единый подход к изучению мировых констант, который привел не только к новой структуре содержания традиционных тем школьного курса физики, но и к введению новой мета-предметной составляющей естественно-математических дисциплин.
Методика изучения мировых констант как фундаментальных образовательных объектов включила субъективный компонент содержания образования: ученики разрабатывали способы измерения фундаментальных постоянных, строили теоретические конструкции с использованием констант, писали эвристические сочинения о предполагаемых изменениях в мире из-за возможного изменения констант, разрабатывали теоретические схемы-конструкции. Технология познания фундаментальных физических постоянных проявилась в едином подходе к их изучению в разных темах и разделах курса физики. Дидактический эксперимент обнаружил качественные и количественные приращения в знаниях и умениях учащихся экспериментальных классов по сравнению с традиционным подходом к изучению физических законов, экспериментов л теорий1.
|
|
Единый подход к изучению фундаментальных констант физики обнаружил их метапредметную сущность. Выяснилось, что фундаментальные константы — метапредметные объекты, поскольку они лежат в истоках самых разных наук: математики (число п, основание натурального логарифма е, мнимая единица i), астрономии (постоянная Хаббла Н, гравитационная постоянная G и др.), химии, физики, географии, — искусстве (золотое сечение), философии (единство постоянного и изменяемого). Так была введена новая метапредметная составляющая естественно-математических дисциплин2.
1 Хуторской А.В. К методике формирования фундаментальных физических понятий
при изучении законов, теорий и физической картины мира // Совершенствование
методов обучения предметам естественно-математического цикла: Материалы
XIII конф. молодых ученых. М., 1986.
2 Хуторской А.В. Единый подход к изучению фундаментальных физических посто
янных // Физика в школе. 1986. № 2.
Методика изучения мировых констант как фундаментальных образовательных объектов предусматривает следующие виды деятельности: разработка способов измерения фундаментальных постоянных, построение теоретических конструкций с использованием констант, написание сочинений о предполагаемых изменениях в мире из-за возможного изменения констант, разработка теоретических схем взаимосвязей констант с другими объектами.
|
|
Перечислим способы отбора фундаментальных образовательных объектов в различных учебных областях.
1. Анализ науки или исходной области деятельности. В соответ
ствующей учебному предмету науке или области деятельности вы
деляются реальные предметы и явления: например, в русском
языке это устная речь как реальный процесс с его элементами —
звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализо
ванные объекты; в физике — физические явления, вещества в
различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия,
элементарные частицы; в химии — вещества и процессы их превра
щения; в живописи — красота и гармония как объективная реаль
ность; в истории — предметы и события исторического значения
и т.д.
2. Анализ учебного предмета. В установленных для школы обра
зовательных областях (учебных курсах) учитель выделяет ключе
вые методологические элементы, затем отыскивает соответствую
щие им объекты реальной действительности, которые и переводит
на первичные стадии учебного познания учениками. Так, в курсе
физики 9 класса ключевой темой традиционно считается закон
всемирного тяготения — идеальная конструкция; реальным же об
разовательным объектом здесь выступает явление тяготения (гра
витации). С точки зрения личностно ориентированного обучения
именно гравитация как реальный объект познания должна изучать
ся до того, как будет рассмотрен закон всемирного тяготения —
идеальное знание о реальном объекте.
3. Рефлексивный анализ учебной деятельности. Фундаментальные
образовательные объекты могут бьпь обнаружены непосредственно
в ходе образовательной деятельности. Отыскание и фиксирование
фундаментального образовательного объекта состоит в следующем:
учитель задает вопрос или формулирует задание, которое предпо
лагает концентрацию усилий учеников в отыскании главных объек
тов изучаемой предметной области; результаты поисков учеников
фиксируются, анализируются, на их основе коллективно отбира
ются реально изучаемые объекты.
14-501
Глава VI
Содержание эвристического образования
Познание, изучение и освоение метапредметного содержания образования связаны со структурой образовательных объектов — фундаментальных и иных, с ними связанных.
Образовательный объект как элемент содержания образования включает в себя:
— источник, причину происхождения объекта;
— смысловую и функциональную предназначенность (смысл
Солнца — светить, живого — жить и т.д.);
— внутреннее устройство и систему внешних взаимосвязей.
Рассмотрение и анализ учениками перечисленных компонентов составляет основу конструирования их знаний об объекте.