Метапредметное содержание образования

Фундаментальные образовательные объекты. Отбор структур­ных основ содержания эвристического образования предполагает не столько информационно-систематическое представление учеб­ного материала, сколько фокусирование его в виде «узловых точек», достаточных для того, чтобы ученик воспринимал и осва­ивал целостный образ изучаемой действительности. В качестве «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый ма-



Глава VI


Содержание эвристического образования




териал, в эвристическом обучении установлены фундаментальные образовательные объекты.

Условием создания учеником образовательного продукта (иде­ального знаниевого конструкта) является предоставление ему воз­можности познания реального образовательного объекта, и лишь затем — знакомства со знаниями человечества о нем. К примеру, сначала ребенок изучает лист дерева, открывает для себя его свой­ства и особенности, формулирует вопросы и проблемы о нем и только потом знакомится с текстом учебника ботаники или слуша­ет соответствующий рассказ учителя.

Включение в содержание образования реальных объектов по­зволяет ученикам выстраивать субъективную систему идеальных знаниевых конструктов, а не брать их в готовом виде. Это предуп­реждает догматическую передачу учащимся информации, не свя­занной с их личной деятельностью.

Фундаментальный образовательный объект имеет для ученика две грани своего проявления — реальную и идеальную. Реальная грань отражается непосредственно в изучаемых объектах: дере­вьях, земле, животных, предметах искусства, совершаемых обря­дах; идеальная — в понятиях, категориях, законах, теориях, худо­жественных принципах, культурных традициях. К примеру, фун­даментальный образовательный объект «дерево» выступает, с одной стороны, как непосредственно само дерево, с другой — как идея дерева, понятие о нем. Обе грани фундаментального образо­вательного объекта имеют единую сущность, т.е. само дерево и понятие «дерево» имеют общий корень.

Один фундаментальный образовательный объект может быть связан с другим подобным объектом родо-видовыми отношениями типа «дерево — береза», находиться в функциональных отношени­ях с ним по каким-либо признакам, например: «дерево, огонь, вода, воздух» — фундаментальные образовательные объекты, при­надлежащие к общему объекту — стихиям мира.

фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущ­ности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия; это узловые точки основных обра­зовательных областей, благодаря которым существует реальная об­ласть познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Обе формы проявления фундаментального объекта — реальная и идеальная, имеют общий смысл. Смысл объекта — это его сущность, идея, заключенная в его содержании и явленная через его видимые формы.

Наиболее общие фундаментальные понятия и категории (мета­знания) также являются фундаментальными образовательными


объектами, поскольку благодаря глубинному смыслу принадлежат как реальному, так и идеальному миру. Например, фундамен­тальные константы отражают взаимодействия в физическом реаль­ном мире и одновременно обозначают смысл законов и теорий в идеальном мире изучаемых знаний. Рассмотрим этот пример по­дробнее.

Проведенный нами анализ логики и методологии физики пока­зал, что в ней существует ряд фундаментальных взаимосвязанных теоретических структур (объектов), описывающих фундаменталь­ные явления природного мира1. К числу идеальных объектов, описывающих реальные фундаментальные процессы, ученые тра­диционно относят фундаментальные физические понятия, зако­ны, опыты, теории, физическую картину мира. Однако связь этих объектов, а также границы их применимости характеризуют фундаментальные постоянные — скорость света в вакууме, посто­янная Планка, элементарный заряд, гравитационная постоянная и др. С открытием фундаментальных констант связано проведение фундаментальных экспериментов, решение важнейших научных проблем.

Сам стиль научного мышления менялся с введением фундамен­тальных постоянных: постоянная Планка стала символом дискрет­ности природы; установление предельности скорости света в вакуу­ме сопровождалось созданием теории относительности Эйнштей­на; проблемы измерения гравитационной постоянной оказали и оказывают существенное влияние на построение космологических теорий. Одновременно фундаментальные константы отражают ре­альные природные процессы — распространение света, гравита­цию, дискретность излучения и др. По мнению философов и физиков, в реальном мире фундаментальным постоянным соот­ветствуют некие константные сущности достаточно высокого ранга, играющие основополагающую роль в устройстве мироздания.

Таким образом, фундаментальные постоянные служат основой изучения как реального мира, так и системы человеческих знаний о нем. Это обусловливает необходимость их включения в качестве фундаментальных образовательных объектов физики как школьной учебной дисциплины. Данный вывод, не столь очевидный для традиционных учебных курсов физики, стал возможен благодаря метапредметному анализу структурных основ физической науки.

Хуторской А.В. Проблемы современной физики и фундаментальные постоянные. Методические рекомендации к лекции. Гродно, 1982; Бирюков Л.А., Хутор­ской А.В. Мировые константы в физике: Методические рекомендации. Л., 1987.



Глава VI


Содержание эвристического образования




В ходе анализа традиционного содержания школьного курса физики нами было обнаружено, что фундаментальным константам отводится роль коэффициента пропорциональности в формулах физических законов наряду с частными константами. Выясни­лось, что в содержании школьного курса физики фундаменталь­ные основополагающие понятия уравниваются с нефундаменталь­ными величинами. Опираясь на принцип генерализации, нам уда­лось разработать единый подход к изучению мировых констант, который привел не только к новой структуре содержания традици­онных тем школьного курса физики, но и к введению новой мета-предметной составляющей естественно-математических дисцип­лин.

Методика изучения мировых констант как фундаментальных образовательных объектов включила субъективный компонент со­держания образования: ученики разрабатывали способы измерения фундаментальных постоянных, строили теоретические конструк­ции с использованием констант, писали эвристические сочинения о предполагаемых изменениях в мире из-за возможного изменения констант, разрабатывали теоретические схемы-конструкции. Тех­нология познания фундаментальных физических постоянных про­явилась в едином подходе к их изучению в разных темах и разделах курса физики. Дидактический эксперимент обнаружил качествен­ные и количественные приращения в знаниях и умениях учащихся экспериментальных классов по сравнению с традиционным подхо­дом к изучению физических законов, экспериментов л теорий1.

Единый подход к изучению фундаментальных констант физики обнаружил их метапредметную сущность. Выяснилось, что фун­даментальные константы — метапредметные объекты, поскольку они лежат в истоках самых разных наук: математики (число п, основание натурального логарифма е, мнимая единица i), астро­номии (постоянная Хаббла Н, гравитационная постоянная G и др.), химии, физики, географии, — искусстве (золотое сечение), философии (единство постоянного и изменяемого). Так была вве­дена новая метапредметная составляющая естественно-математи­ческих дисциплин2.

1 Хуторской А.В. К методике формирования фундаментальных физических понятий
при изучении законов, теорий и физической картины мира // Совершенствование
методов обучения предметам естественно-математического цикла: Материалы
XIII конф. молодых ученых. М., 1986.

2 Хуторской А.В. Единый подход к изучению фундаментальных физических посто­
янных // Физика в школе. 1986. № 2.


Методика изучения мировых констант как фундаментальных образовательных объектов предусматривает следующие виды дея­тельности: разработка способов измерения фундаментальных по­стоянных, построение теоретических конструкций с использова­нием констант, написание сочинений о предполагаемых измене­ниях в мире из-за возможного изменения констант, разработка теоретических схем взаимосвязей констант с другими объектами.

Перечислим способы отбора фундаментальных образователь­ных объектов в различных учебных областях.

1. Анализ науки или исходной области деятельности. В соответ­
ствующей учебному предмету науке или области деятельности вы­
деляются реальные предметы и явления: например, в русском
языке это устная речь как реальный процесс с его элементами —
звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализо­
ванные объекты; в физике — физические явления, вещества в
различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия,
элементарные частицы; в химии — вещества и процессы их превра­
щения; в живописи — красота и гармония как объективная реаль­
ность; в истории — предметы и события исторического значения
и т.д.

2. Анализ учебного предмета. В установленных для школы обра­
зовательных областях (учебных курсах) учитель выделяет ключе­
вые методологические элементы, затем отыскивает соответствую­
щие им объекты реальной действительности, которые и переводит
на первичные стадии учебного познания учениками. Так, в курсе
физики 9 класса ключевой темой традиционно считается закон
всемирного тяготения — идеальная конструкция; реальным же об­
разовательным объектом здесь выступает явление тяготения (гра­
витации). С точки зрения личностно ориентированного обучения
именно гравитация как реальный объект познания должна изучать­
ся до того, как будет рассмотрен закон всемирного тяготения —
идеальное знание о реальном объекте.

3. Рефлексивный анализ учебной деятельности. Фундаментальные
образовательные объекты могут бьпь обнаружены непосредственно
в ходе образовательной деятельности. Отыскание и фиксирование
фундаментального образовательного объекта состоит в следующем:
учитель задает вопрос или формулирует задание, которое предпо­
лагает концентрацию усилий учеников в отыскании главных объек­
тов изучаемой предметной области; результаты поисков учеников
фиксируются, анализируются, на их основе коллективно отбира­
ются реально изучаемые объекты.

14-501



Глава VI


Содержание эвристического образования




Познание, изучение и освоение метапредметного содержания образования связаны со структурой образовательных объектов — фундаментальных и иных, с ними связанных.

Образовательный объект как элемент содержания образования включает в себя:

— источник, причину происхождения объекта;

— смысловую и функциональную предназначенность (смысл
Солнца — светить, живого — жить и т.д.);

— внутреннее устройство и систему внешних взаимосвязей.

Рассмотрение и анализ учениками перечисленных компонентов составляет основу конструирования их знаний об объекте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: