Компетенция в переводе с латинского (competentio) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетентностный в определенной области человек обладает определенными знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Понятие «компетенция» не ново в отечественной методике обучения и в последние годы оно стало все больше выходить на общедидактический, общепедагогический и методологический уровень. Это связано с его системно-практическими функциями и интергационной метапредметной ролью в общем образовании. Усиленное внимание к этому понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимся к обновлению (модернизации) образования.
Для России тенденции европейского образования ни когда не были безразличны. Но наше образование всегда выбирало «свой путь», связанный со спецификой отечественных традиций и процессов.
Компетентностный подход задает принципиально иную логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем, причем не только и не столько индивидуального, сколько группового, парного, коллективного характера.
Видение компетентности специалиста для 21-го века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.
Прежде чем переходить к детальному рассмотрению компетентностного подхода в системе высшего педагогического образования, следует отличать синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности – предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя выявить непроявленную компетентность (15).
Компетентность - это готовность и способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (Тряпицина А.П., Е.С.Заир-Бек, Кафедра педагогики РГПУ им. Герцена).
Там, где это возможно и необходимо, мы будем разделять эти понятии, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке студента, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств, характеристику) и минимальный опыт по отношению к деятельности к заданной сфере.
В целом же компетентность (компетенция) еще не состоявшиеся термины.
В современных педагогических исследованиях компетентность определяется с двух позиций:
· как личностное качество, способность и готовность личности, некое свойство личности;
· как осведомлённость, совокупность знаний, умений и способностей (или личностных качеств), уровень образованности.
Это разделение условно т.к. основой компетентности являются ЗУНы, которые затем, при накоплении опыта практической деятельности, становятся качеством личности.
Практически все исследователи выделяют в качестве структурных компонентов компетентности:
· ценностно-мотивационный аспект;
· знаньевый аспект;
· деятельностный аспект (опыт практической деятельности) (9).
Компетенция студента предполагает целый спектр его личностных качеств. Как отмечается в «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую» (11). Иными словами, компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного студента. Таких качеств – целый веер – от смысловых и мировоззренческих (например, зачем мне необходима эта компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни).
Компетентность предполагает минимальный опыт применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке студента, а также при проектировании учебно-методического обеспечения и учебного процесса.
Признаки компетентности, которые обусловлены постоянными изменениями мира, и определяют требования к «успешному взрослому»:
· они имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
· проявляются в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в конкретной ситуации.
·
Выделяют следующие функции компетентности и компетентностей по отношению к различным аспектам образования:
По отношению к личности студента | · Отражают и развивают личностные смыслы студента в направлении объектов изучаемых им областей реальности; · Характеризуют деятельностный компонент образования студента, степень его «оспособленности» и практической подготовленности; · Задают минимальный опыт предметной деятельности; · Развивают возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных; · Многомерны, т.е. охватывают все основные группы развиваемых личностных качеств студента; · Представляют собой интегральные характеристики качества подготовки студентов; · В совокупности определяют и отражают функциональную грамотность студента. |
По отношению к ЗУНам | · Не противостоят ЗУНам, находятся в отдельной плоскости по отношению к ним, имеют с ними сопересечения; · Включают в себя «связки» ЗУНов, объединяемых на определенных основаниях, например, по отношению к конкретным объектам или процессам; · Связаны со способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений, и способов деятельности по междисциплинарному кругу вопросов; · Обеспечивают овладение комплексной образовательной процедурой, имеющей личностно-деятельностный характер. |
По отношению к структуре и содержанию образования | · Предоставляют возможность конструировать цели, содержание образования (образовательные стандарты) и образовательные технологии в системном виде; · Метапредметны, т.е. через отдельные элементы или целостно присутствуют в различных учебных предметах и образовательных областях; · Многофункциональны, поскольку позволяют студенту решать проблемы из разных сфер жизни; · Формируются средствами содержания образования; |
По отношению к способам деятельности | · Позволяют использовать теоретические знания для решения конкретных задач; · Позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения студентами; · Проверяются в процессе выполнения определенного комплекса действий. |