Пояснительная записка

УДК 811.161.1(079.1)

ББК 814.2Рос-922

© Быкова Е.И., Кошкина Ж.А.,

© Центр навчально-методичної літератури, оригинал-макет,

ISBN 978-617-626-188-0 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Íастоящий сборник диктантов предназначен для проверки орôограôической и пунктуационной грамотности по русскому языку учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке на государственной итоговой аттестации.

Диктанты подобраны с уч¸том требований учебной програм мы. Îни представляþт собой связные тексты из произ ведений художественной, публицистической литературы, научнопопу ляр ных статей и по содержаниþ доступны для учащихся 9-го класса.

Контрольный диктант – один из видов проверки орôограôич еской и пунктуационной грамотности учащихся. Ñ его помощьþ проверяþтся:

1) по орôограôии – усвоение слов с проверяемыми и не проверяемыми орôограммами; умение правильно писать слова с изученными орôограммами;

2) по пунктуации – умение использовать знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Îбú¸м текста диктанта для проведения государственной итоговой аттестации составляет около 160–180 слов.

Русский язык. 9 класс
Ïри оценивании необходимо учитывать следуþщие кри те рии:

1) изучены ли орôограôические и пунктуационные нормы в школе к моменту написания диктанта;

2) деление ошибок на грубые и негрубые, повторяþщиеся и неповторяþщиеся, однотипные и неоднотипные;

3) различение орôограôических и ôактических ошибок; 4) различение орôограôических и грамматических ошибок.

Èсïравëяþтся, но не у÷итываþтся:

– описки (неверные написания, искажаþщие звуковой и буквенный облик слов, например: «рапотает» вместо работает,

«млод¸жь» вместо моëод¸æü);

– ошибки в переносе слов;

– ошибки на правила, не изучаемые в школе; – ошибки в передаче авторской пунктуации.

Îднако при наличии в диктанте более пяти исправлений оценка снижается на один балл.

Ê неãрубым оøибкам относятся:

– исклþчения из правил;

– написание большой буквы в составных собственных наименованиях;

– случаи слитного и раздельного написания преôиксов в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;


– случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступаþщими в роли сказуемого;

– написание ы, и после преôиксов;

– случаи трудного различия не, ни;

– написание собственных им¸н нерусского происхождения;

– употребление одного знака препинания вместо другого; – пропуск одного из двойных знаков препинания;

– нарушение последовательности знаков препинания.

Ïри подсч¸те две негрубые ошибки приравниваþтся к одной.

К ïовторяþùимся относятся ошибки, которые допущены в одном и том же слове или корне однокоренных слов.

К однотиïным ошибкам относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамма ти ческими (коëþт, борþтся) и ôонетическими (ïироæок, свер÷ок) особенностями.

Ïервые три однотипные считаþтся за одну ошибку, каждая следуþщая считается как самостоятельная.

Граммати÷ескими, а не орôоãраôи÷ескими являþтся ошибки в образовании ôорм слов: «ляжь» вместо ëяã; «по-мужчински» вместо ïо-муæски.

Русский язык. 9 класс
Ïри проверке контрольного диктанта необходимо руков одствоваться следуþщими критериями оценивания учебных достижений учащихся 9-х классов по орôограôии и пунк ту ации:

Количество баллов Допустимое количество ошибок
1 2 3 4 5 7 8 9 17 –18 и более 15 – 16 13 – 14 11 – 12 9 – 10 7 – 8 5 – 6 3 – 4 1 + 1 (негрубые) – 2 1 негрубая –

Диктант оценивается одной оценкой.

Русский язык. 9 класс
ТЕКСТЫ ДИКТАНТОВ

Мы вступаем в век, в котором образование, знания будут играть определяþщуþ роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо ôизический труд возьмут на себя машины. Даже вычисления будут делаться компьþтерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужны будут общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которуþ никак не сможет нести машина.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть не просто человеком, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Îбщее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда... Ибо знания всё растут и усложняþтся. Íужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в þности ум человека наиболее восприимчив.

(174 слова) Ïо Д. Лихачёву

Говорят, лþди – как реки. Как реки не могут течь, не меняя русла, точно так же человек не может не менять свой характер. Вот взять хоть бы дерево. Ñтоит оно на месте, шагу не может ступить, но внутри его, по стволу, круглый год циркулируþт животворные соки, нарастаþт слоями годовые кольца, грубеет кора, а то лопается от морозов, покрывается глубокими, словно шрамы ранений, корявыми трещинами. Ïо весне набухаþт на ветках почки, разворачивается маслянистый, ещё ярко-зелёный, ещё пахнущий свежестью и душистыми смолами лист. Но и он огрубеет, а после поблёкнет, потеряет свежие краски. Потом станет жёлтым, коричневым, потом облетит.

Однако как бы берёза или дуб ни изменялись, они так и останутся навек берёзой и дубом, а клён – клёном. И река станет

Русский язык. 9 класс
широкой ли, глубокой или вовсе обмелеет, однако вода в ней ведь всё та же. Один лишь человек способен менять свою сущность, становиться действительно человеком. Íачинает понимать то, чего прежде не понял бы и не принял бы, а обязательно бы отверг. Íабирается разума, опыта, знаний. Учится замечать вокруг себя всё доселе ему непонятное, очень мудрое, неприметное.

(173 слова) Ïо О. Êоæуховой

Ñ того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, бесконечнуþ даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлинуþ стаþ в голубом небе, отражение солнца в каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, ôиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника. Увидел и пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись в изумлении перед красотой, и в твоём сердце расцветёт благородство. Перед человеком откры лась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественнуþ тишину ночи. Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудеснуþ музыку жизни.

Идеал человеческой красоты – это и идеал нравственности. Единство ôизического, нравственного, эстетического совершенства – это та гармония, о которой так много говорится.

(183 слова) Ïо В. Сухомëинскому

Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит. В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека вклþчает такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей. Есть

Русский язык. 9 класс
лþди, которые путаþт благородство с внешней красивой позой, с зазнайством. Лþбое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести. Человека, способного на благородный поступок, обладаþщего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего обидеть или оскорбить. Îн не станет кипятиться по пустякам. У кого чувство собственного достоинства есть, у того его не отнимешь.

В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиции и высокомерие.

Ïризнать своþ ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или трудное положение ради выручки товарища – это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот – сохранить его!

Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни.

Íадо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством.

(175 слов) Ïо Ю. Ценину

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на своþ жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Лев Толстой сказал, что у каждого человека «...постоянно идёт самая серьёзная работа мысли: так ли я живу, проверяþ себя...». Ïроверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное – начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизни. Íедаром говорят, что недоверие к себе – причина большинства наших неудач. Ñ самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

Человек живёт не в вакууме. Он со вершает действия и поступки, учитывая оценки тех лþ дей, с которыми общается, у которых черпает знания, приобретает жизненные умения и навыки, на которых ориентируется в жизни.

Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и умирает. Гёте писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живёт в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передаётся язык, речь, так как народ – зодчий речи, а речь – зодчий на ро да. Во времени вечном речь – наша хранительница.

(181 слово) Ïо А. Петровскому

Русский язык. 9 класс
6

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружаþщем нас мире. А добро – это, прежде всего, счастье всех лþдей. Îно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которуþ важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.

Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, своþ семьþ, свой дом. Ïостепенно расширяясь, его привязанности распространяþтся на школу, село, город, страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо лþбить в человеке человека.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Íо круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(161 слово) Ïо Д. Лихачёву

Каждый человек неповторим на земле. Каждый человек имеет свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды – родителей, школы, общества и друзей, ибо дружба, настоящая дружба, – награда человеку драгоценная.

Ïорой она бывает крепче и вернее родственных связей. Ñ особой силой она влияет на человеческие отношения при крайних, бедственных обстоятельствах: с поля боя, рискуя своей жизньþ, выносят бойца только настоящие, преданные друзья. У меня они, такие друзья, были на войне, есть и в нынешней жизни, и я стараþсь за преданность платить преданностьþ, за лþбовь – лþбовьþ.

Каждуþ своþ книгу, да и строку каждуþ, и поступок свой просматриваþ и прочитываþ глазами своих друзей, в особенности ôронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделаннуþ работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых лþдей на свете было, и есть, и, надеþсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы

Русский язык. 9 класс
дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул.

(168 слов) Ïо В. Астаôüеву

Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в са мом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил мо рального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней þности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством человека, влþбился в него. Îт этого, по существу, зависит вера и в человека, и в красоту человеч ности. Если этого нет – душа человека пуста, малейшие неуря дицы жизни могут вызывать у него мелочное брþзжание, неверие в свои силы.

Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влияниþ хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являþтся пороками. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе. Жизнь убедила меня, что если в годы отрочества и ранней þности человек понимает, что дружба духовно его обогащает, в дружбе он ищет не провождения времени, а поле для самоутверждения, для самопознания и самовоспитания.

(163 слова) Ïо В. Сухомëинскому

Из опыта жизни лþди знаþт, что подлинной основой дружбы является равенство. Дружба – это взаимная поддержка и взаимное уважение. Истинная дружба свободна от притворства и поддакивания. Íастоящая дружба правдива и от важна.

Друг – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться дружить. Íачинать надо с самого себя. Вы должны посмотреть на себя, в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга. И не оттого ли, что не все умеþт поговорить с самим собой, сетуþт подчас: «Íе могу найти друга». Или же шлþт взволнованные письма в редакции: «Íет друзей», «Îдиноко». Пишут, тревожась: почему же с ними не дружат?

Разговор с самим собой должен быть решительным и нелицеприятным. Интересен ли я самому себе? Не скучно ли мне с собой? Умею ли я с собой общаться? Ведь именно с тем, что

Русский язык. 9 класс
собрано в человеке, выходит он к лþдям, только своими качествами человека он может заслужить дружбу.

Дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, взаимодействуя друг с другом, и каждый стремится быть нужным другому.

(173 слова) Ïо В. Пекеëису

Íет на свете человека, который бы не задумался, что же такое дружба, откуда её притягательная сила, её непреходящая ценность, её духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает? Не хватает, даже если прекрасно сложились отношения в коллективе, если есть круг товарищей, если существует взаимопонимание с родителями, братьями и сёстрами?

«В отличие от родства или товарищества дружба индивидуально-избирательна, добровольна, основана на взаимной симпатии. Íаконец, дружба – отношение глубокое, предполагаþщее не только взаимопомощь, но и откровенность, доверие» – вот так оцениваþт дружбу психологи.

Юношескуþ дружбу прежде всего определяет мотив взаимопомощи и верности. «Друг поможет, друг не обманет», – убеждён каждый. Затем внутренняя близость. «Друг – человек, который меня понимает». «Друг – это тот, кто меня лþбит», – говорите вы.

Îбычно считается, что дружба – «дело мужское». Ïоэтомуто чаще встречаþтся друзья-мальчики, þноши, чем друзьядевочки. Îказывается, просто по-разному дружат те и другие.

Мужская дружба, как и принято думать, более сдержанна и сурова. Для неё важно взаимопонимание, основанное на интеллектуальном сходстве. Девочки же хотят сходства в чувствах, в переживаниях, их очень интересуþт оттенки в дружеских отношениях. В их дружбе сильнее эмоциональное начало.

(173 слова) Ïо В. Пекеëису

Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек.

«Зачитать» книгу, «забыть» вернуть её владельцу... Сейчас это стало как бы в порядке вещей. Распространилось новое явление – «интеллектуальное» воровство, вроде бы

Русский язык. 9 класс
вполне извинительное, оправдываемое тягой к культуре. Иногда говорят, что «зачитать» книгу – это признак интеллигентности. Ïодумайте только: бесчестный поступок – и интеллигентность! Мы разучились отличать чёрное от белого. Когда-нибудь случайно вспомнится вам незначительный эпизод, когда поступились совестьþ в будто бы безобидном и ничтожном, – и вы почувствуете укор совести. И вы поймёте, что если кто и пострадал от вашего поступка, то в первуþ очередь вы сами.

А ведь в жизни могут быть и тяжёлые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружаþщих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва – это героический поступок. Íо на него нужно идти...

Тревоги совести... Îни подсказываþт, учат, они помогаþт не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека.

(182 слова) Ïо Д. Лихачёву

Что значит быть современным? Современность... Для каждого человека это слово заклþчает в себе целуþ гамму социальных и нравственных понятий.

Íа мой взгляд, быть современным – означает иметь активнуþ жиз неннуþ позициþ, высокуþ культуру, совершенствоваться в своей проôессии. Ñовременный человек – это тот, кто понимает стоящие перед ним лич ные и общественные цели и делает всё для их осуществления.

Îбщество ценит в человеке его гражданскуþ зре лость, мужество, чувство ответственности и коллективизма, глу бокое понимание закономерностей общественного развития.

К сожалениþ, понятие «современность» далеко не всегда воспринимается молодёжью правильно и глубоко. Иные считаþт, что современный человек – это всего лишь обладатель модных причёсок. Конечно же, внешность, манеры, одежда, музыкальные пристрастия или увлечение компьþтерными играми – это не критерии современности. Загляните в своё сердце и ответьте сами себе, насколько современны ваши взгляды, насколько соответствуþт они требованиям жизни.

Человека повсюду настигает нравственная оценка его поступков. Íи для кого здесь нет исклþчений, никому не дано

Русский язык. 9 класс
уйти от ответа. Иногда для принятия решения жизнь отводит считанные минуты, за которые потом либо казнит, либо согревает долгие годы.

(162 слова) Ïо А. Золотарёву

Я представил себе, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звёздными ночами, студёным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной теньþ, иþльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет более человека – и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаянья.

В этом полном безлþдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблём, колыбелью человека в мировом пространстве, и вмиг утратилась, исчезла бы её красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в нём, в его сознании, и быть оценённой им. Для кого она? Для чего она?

Красота не может познать себя, как это может сделать утончённый разум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: