И поведенческих расстройств

Когнитивный подход основан на тезисе, согласно которому, поведение человека детерминируется его знаниями (У. Найсер, 1981). Следовательно, для выяснения генеза и природы поведения в какой-либо ситуации необходимо изучать особенности воспри­ятия субъектом данной ситуации, интерпретативные механизмы воспринятой информа­ции, пути удержания и актуализации данных памяти и прочие характеристики знания субъекта о ситуации.

Предпосылки для развития когнитивных моделей эмоциональных и мотивационно-поведенческих расстройств являются представления о том, что эмоции служат ос­новными «рецепторами» ситуаций, специфически поддерживающими восприятие наи­более актуальных и значимых их аспектов. Индивид изучает и оценивает стимулы с точки зрения их личностной значимости и релевантности, а эмоции являются «функци­ей» такой познавательной деятельности (R. Lasarus, 1970).

Рассматривая с когнитивной точки зрения кризисные реакции нужно отметить, что индивид воспринимает и интерпретирует объективно сложившуюся ситуацию, ру­ководствуясь неадаптивными шаблонами мышления. Под этим термином понимается познавательный аспект мышления, который затрудняет адаптацию личности к социаль­ной среде, вызывая неадекватное реальности эмоциональное реагирование и дезоргани­зуя поведение субъекта. Очевидно, что кризисная реакция возникает у субъекта при на­личии указанной неадаптивной когнитивной организации психической деятельности.

Для обозначения этого феномена используются различные термины: установки, «автоматические мысли», негативные концепции, «интерполированные утвержде­ния», «схемы» и т.п. независимо от употребляемой терминологии, очевидно что речь идет о непроизвольно возникающих, в сознании мыслях, и представлениях, которые вос­принимаются субъектом как истинные, без логического их обоснования и соотнесения с реальностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: