Проявления скор. спос-й | Краткая характеристика методики воспитания |
Простые двигательные реакции | Основой методики явл. повторное реагирование на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Реакция осущ. не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий). |
Сложные двигательные реакции: 1. реакции на движущийся объект; 2. реакции выбора | 1). - воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусмотреть возможные перемещение объекта; - направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам, на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими быстроту реакции. 2). при воспитании быстроты реакции выбора необходимо прежде всего научить спортсмена искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Для совершенствования реакции выбора применяют специально - подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора, для чего постепенно увеличивают в определённом порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнёру, так и число ответных действий. |
Быстрота движений | Основными средствами служат упражнения, выполняемые с предельной, либо с околопредельной скоростью: а). собственно – скоростные упражнения продолжительностью до 15–20 сек., характеризующиеся анаэробным алактатным энергообеспечением, выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их; б). Общеподготовительные; в). специально – подготовительные. Методы: стандартно – интервальный, переменно – интервальный; игровой; соревновательный. |
63. Раскройте механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.
|
|
Алактатный анаэробный процесс энергообеспечения мышечной деятельности является наиболее мощным и зависит от скорости распада макроэргов (АТФ + КрФ), активности миозиновой АТФ-азы и крезтинфосфокиназы. Наибольшая скорость энергопродукции, соответствующая максимальной мощности алактатного анаэробного процесса, достигается уже на 0,5-0,7 с после начала интенсивной мышечной деятельности (что свидетельствует о большой скорости ее развертывания) и поддерживается на максимальном уровне около 2-3 с. За счет такой мощности можно развить максимально возможную скорость бега, достигающую 13 м/с. Характерными показателями алактатной анаэробной мощности является максимальная анаэробная мощность (МАМ) и скорость распада макроэргов (~Ф/t). С увеличением времени выполнения алактатных упражнений мощность алактатного анаэробного механизма быстро снижается, что связано с относительно низкой величиной его энергетической емкости. Величина максимальной емкости алактатного анаэробного процесса составляет 630 кДж/кг-1 и определяется общим содержанием КрФ в мышцах, и величиной алактатного кислородного долга (А1асt О2— долг). Содержание КрФ в мышцах невелико и составляет 15-16 мМ/кг-1 мышц, поэтому поддержание уровня АТФ за счет КрФ ограничено его запасами, которые уже на 5-6 секундах снижаются на одну треть, на 15-й секунде - наполовину, а к 30-й секунде истощаются практически полностью. Запасы Крф зависят от синтезируемого в организме креатина (Кр). Поэтому введение последнего в виде пищевых добавок приводит к увеличению запасов Крф в мышцах, что способствует повышению физической работоспособности спортсменов. В процессе адаптации организма спортсмена к скоростно-силовым нагрузкам, содержание Крф в мышцах может увеличиться в 1,5-2 раза, что способствует повышению емкости креатинфосфокиназного пути ресинтеза АТФ. Эффективность алактатной системы энергообеспечения, оцениваемая величиной скорости оплаты О2-долга, является наивысшей среди всех метаболических процессов, участвующих в ресинтезе АТФ, и достигает 80%. Такая высокая эффективность обеспечивается непосредственной близостью резервируемого в мышцах креатифосфата и местом образования АДФ в миофибриллах. В спорте алактатный механизм анаэробного ресинтеза АТФ обеспечивает возможность быстрого перехода от покоя к работе, составляет основу взрывной силы, локальной мышечной выносливости и играет решающую роль при выполнении кратковременных нагрузок максимальной мощности длительностью от 2-3 с и до 25-30 с (спринтерский бег, прыжки, метания, штанга и др.).
|
|
63. Перечислите методы и формы использования слова в физическом воспитании. Дайте им краткую характеристику и требования к применению. Перечислите группы и подгруппы методов обеспечения наглядности, дайте им краткую характеристику, укажите требования к применению.
В ФВ широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).Применение общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.В ФВ преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова; ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.В ФВ применяются следующие словесные методы.1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В начальной школе, особенно в 1—ГТ классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. 2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. 3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений. В ФВ объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. Широко используется сп. терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). 4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. 5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с занимающимися после выполнения какого-либо двигательного задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. 6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы). 7. Инструктирование — точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания. 8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. 9. Распоряжения, команды, указания — основные средства оперативного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.
|
|
|
|
Дайте определение, что такое «утомление». Перечислите факторы, ответственные за его возникновение. Опишите функциональные изменения в основных органах и системах при утомлении. Опишите субъективные и объективные признаки утомления.
Утомлением называется вызванная работой временное снижение работоспособности. Это не патологическое, а нормальное для организма состояние, играющее значительную роль. Оно сигнализирует о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов, возникающих в результате работы, и для их предотвращения автоматически снижает интенсивность мышечной деятельности. В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях, в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передачи их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от проприо- и хеморецепторов; в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием ф-аминномаслянной кислоты. При утомлении угнетается деятельность желез внутренней секреции, что ведет к уменьшению выработки гормонов и к снижению активности ряда ферментов. Прежде всего, это сказывается на миофибриллярной АТФ-азе, контролирующей преобразование химической энергии в механическую работу. При снижении скорости расщепления АТФ в миофибриллах автоматически уменьшается и мощность выполняемой работы. В состоянии утомления уменьшается активность ферментов анаэробного окисления и нарушается сопряжение реакций окисления с ресинтезом АТФ. Для поддержания необходимого уровня АТФ происходит вторичное усиление гликолиза, сопровождающееся закислением внутренних средств и нарушением гомеостаза. Усиливающийся катаболизм белковых соединений сопровождается повышением содержания мочевины в крови. В врабатывающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов, накапливаются продукты распада и отмечаются резкие сдвиги внутриклеточной среды. При этом нарушении регуляции процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышц, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения. Причины развития утомления.
1) снижение энергетических субстратов; снижение активности ключевых ферментов
2) накопление продуктов обмена
3) нарушение целостности мембран функциональных структур;
4) изменения нервной и гуморальной регуляции.