Осн. направления методики воспитания специфических двигательных реакций и быстроты движения

Проявления скор. спос-й Краткая характеристика методики воспитания
Простые двигательные реакции Основой методики явл. повторное реагирование на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Реакция осущ. не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий).
Сложные двигательные реакции: 1. реакции на движущийся объект; 2. реакции выбора 1). - воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения, а также умение заранее предусмотреть возможные перемещение объекта; - направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объёма и другим компонентам, на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими быстроту реакции. 2). при воспитании быстроты реакции выбора необходимо прежде всего научить спортсмена искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Для совершенствования реакции выбора применяют специально - подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора, для чего постепенно увеличивают в определённом порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнёру, так и число ответных действий.
Быстрота движений Основными средствами служат упражнения, выполняемые с предельной, либо с околопредельной скоростью: а). собственно – скоростные упражнения продолжительностью до 15–20 сек., характеризующиеся анаэробным алактатным энергообеспечением, выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их; б). Общеподготовительные; в). специально – подготовительные. Методы: стандартно – интервальный, переменно – интервальный; игровой; соревновательный.

63. Раскройте механизмы энергообеспечения мышечной деятельности.

Алактатный анаэробный процесс энергообеспечения мышечной деятельности является наиболее мощным и зависит от скорости распада мак­роэргов (АТФ + КрФ), активности миозиновой АТФ-азы и крезтинфосфокиназы. Наибольшая скорость энергопродукции, соответствую­щая максимальной мощности алактатного анаэробного про­цесса, достигается уже на 0,5-0,7 с после начала интенсив­ной мышечной деятельности (что свидетельствует о боль­шой скорости ее развертывания) и поддерживается на мак­симальном уровне около 2-3 с. За счет такой мощности можно развить максимально возможную скорость бега, достигающую 13 м/с. Характер­ными показателями алактатной анаэробной мощности яв­ляется максимальная анаэробная мощность (МАМ) и ско­рость распада макроэргов (~Ф/t). С увеличением времени выполнения алактатных упраж­нений мощность алактатного анаэробного механизма быс­тро снижается, что связано с относительно низкой вели­чиной его энергетической емкости. Величина максимальной емкости алактатного анаэроб­ного процесса составляет 630 кДж/кг-1 и определяется об­щим содержанием КрФ в мышцах, и величиной алактатного кислородного долга (А1асt О2— долг). Содержание КрФ в мышцах невелико и составляет 15-16 мМ/кг-1 мышц, поэто­му поддержание уровня АТФ за счет КрФ ограничено его запасами, которые уже на 5-6 секундах снижаются на одну треть, на 15-й секунде - наполовину, а к 30-й секунде ис­тощаются практически полностью. Запасы Крф зависят от синтезируемого в организме креатина (Кр). Поэтому введение последнего в виде пище­вых добавок приводит к увеличению запасов Крф в мыш­цах, что способствует повышению физической работоспо­собности спортсменов. В процессе адаптации организма спортсмена к скоростно-силовым нагрузкам, содержание Крф в мышцах мо­жет увеличиться в 1,5-2 раза, что способствует повышению емкости креатинфосфокиназного пути ресинтеза АТФ. Эффективность алактатной системы энергообеспечения, оцениваемая величиной скорости оплаты О2-долга, является наивысшей среди всех метаболических процессов, участву­ющих в ресинтезе АТФ, и достигает 80%. Такая высокая эффективность обеспечивается непосредственной близос­тью резервируемого в мышцах креатифосфата и местом образования АДФ в миофибриллах. В спорте алактатный механизм анаэробного ресинтеза АТФ обеспечивает возможность быстрого перехода от по­коя к работе, составляет основу взрывной силы, локальной мышечной выносливости и играет решающую роль при выполнении кратковременных нагрузок максимальной мощности длительностью от 2-3 с и до 25-30 с (сприн­терский бег, прыжки, метания, штанга и др.).

63. Перечислите методы и формы использования слова в физическом воспитании. Дайте им краткую характеристику и требования к применению. Перечислите группы и подгруппы методов обеспечения наглядности, дайте им краткую характеристику, укажите требования к применению.

В ФВ широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).Применение общепедагогических методов в ФВ зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.В ФВ преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова; ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.В ФВ применяются следующие словесные методы.1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в 1—ГТ классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. 2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. 3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений. В ФВ объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. Широко ис­пользуется сп. терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). 4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися. 5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого. 6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы). 7. Инструктирование — точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания. 8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. 9. Распоряжения, команды, указания — основные средства опе­ративного управления деятельностью занимающихся на занятиях. Под распоряжением понимается словесное указание препода­вателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стан­дартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая фор­ма словесного воздействия на занимающихся с целью побужде­ния их к немедленному безусловному выполнению или прекра­щению тех или иных действий. Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выпол­нении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной школе.

Дайте определение, что такое «утомление». Перечислите факторы, ответственные за его возникновение. Опишите функциональные изменения в основных органах и системах при утомлении. Опишите субъективные и объективные признаки утомления.

Утомлением называется вызванная работой временное снижение работоспособности. Это не патологическое, а нормальное для организма состояние, играющее значительную роль. Оно сигнализирует о приближении неблагоприятных биохимических и функциональных сдвигов, возникающих в результате работы, и для их предотвращения автоматически снижает интенсивность мышечной деятельности. В состоянии утомления снижается концентрация АТФ в нервных клетках и нарушается синтез ацетилхолина в синаптических образованиях, в результате чего нарушается деятельность ЦНС по формированию двигательных импульсов и передачи их к работающим мышцам; замедляется скорость переработки сигналов, поступающих от проприо- и хеморецепторов; в моторных центрах развивается охранительное торможение, связанное с образованием ф-аминномаслянной кислоты. При утомлении угнетается деятельность желез внутренней секреции, что ведет к уменьшению выработки гормонов и к снижению активности ряда ферментов. Прежде всего, это сказывается на миофибриллярной АТФ-азе, контролирующей преобразование химической энергии в механическую работу. При снижении скорости расщепления АТФ в миофибриллах автоматически уменьшается и мощность выполняемой работы. В состоянии утомления уменьшается активность ферментов анаэробного окисления и нарушается сопряжение реакций окисления с ресинтезом АТФ. Для поддержания необходимого уровня АТФ происходит вторичное усиление гликолиза, сопровождающееся закислением внутренних средств и нарушением гомеостаза. Усиливающийся катаболизм белковых соединений сопровождается повышением содержания мочевины в крови. В врабатывающих мышцах при утомлении происходит исчерпание запасов энергетических субстратов, накапливаются продукты распада и отмечаются резкие сдвиги внутриклеточной среды. При этом нарушении регуляции процессов, связанных с энергетическим обеспечением мышц, появляются выраженные изменения в деятельности систем легочного дыхания и кровообращения. Причины развития утомления.

1) снижение энергетических субстратов; снижение активности ключевых ферментов

2) накопление продуктов обмена

3) нарушение целостности мембран функциональных структур;

4) изменения нервной и гуморальной регуляции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: